|
Реклама
|
Экс-замминистра соцзащиты Беларуси: Пенсионная система нуждается в серьезной модернизацииПт, 18 Июль 2008 Именно поэтому, уже в первые годы независимости нашей страны и перехода к новым экономическим отношениям были приняты законы “Об основах службы в государственном аппарате” (23.11.1993 г.), “О Верховном Совете Республики Беларусь” (21.12.1994 г.) и ряд других. К сожалению, первый опыт в разработке этих специфических законов (готовились они непосредственно в Верховном Совете), был крайне неудачным, как по отдельным правовым нормам, так и по качеству в целом. Отмечу лишь некоторые. Разве не абсурдными были нормы о предоставлении чиновникам, вышедшим по своей воле в отставку, права на сверхраннюю пенсию (подчас в 35/40 лет для женщин/мужчин) с ее получением в период любой другой работы? Наши возражения против таких пенсий (пусть и в обычных размерах) разработчики проигнорировали. Результат этой “диверсии” - массовый уход из госаппарата (всех уровней), прежде всего в частный сектор, зрелых, грамотных управленцев и специалистов. Правда, их можно было понять: они шли на гораздо более высокие ставки, при этом с меньшей долей ответственности, плюс к этому приличное выходное пособие (6 должностных окладов) и столь ранняя пенсия (лишь три года спустя в соответствии с Декретом президента от 9.11.1997 г. назначение таких пенсий прекратилось). И депутатские пенсии, предусматривавшиеся законом от 21.12.1994 г. в размере 75% “действующей заработной платы депутата Верховного Совета”, также предполагалось выплачивать в возрасте весьма далеком до пенсионного и независимо от того, какой пост занял бы бывший депутат после назначения пенсии. Однако тогда такие пенсии бывшие депутаты не смогли получить, поскольку в спешке они забыли определить источник их финансирования, а последующие политические события помешали их коллегам из 13-го созыва исправить допущенную оплошность. Сегодня вопросы пенсионного обеспечения госслужащих и парламентариев регулируются законом от 14.06.2003 г. “О государственной службе в Республике Беларусь” и Указом президента от 30.11.2006 г. №705 “О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих”, изданным в соответствии с законом от 14.06.2003 г. Народным избранникам такое содержание полагается по достижении пенсионного возраста в размере 65% зарплаты, без права его получения в период работы. Что касается его справедливости?.. Госслужащим (кроме узкого круга лиц, предусмотренных Указом от 30.11.2006 г.) пенсия за выслугу лет полагается при стаже госслужбы не менее 20 лет в размере 40% их заработка (ограничиваемого 3-кратной величиной средней зарплаты в стране). За каждый “лишний” год выслуги пенсия повышается на 2% заработка, но не более чем до 50%. В период работы она также не выплачивается. Средняя чиновничья пенсия за выслугу лет сегодня составляет 598,3 тыс. руб., а максимальная - 1,1 млн рублей. “Минимальное” же денежное содержание бывшего депутата, как известно, в два раза выше. На мой взгляд, единственным оправданием такого поощрения за пребывание в парламенте в течение лишь одного созыва может быть только уважение к высшему законодательному органу страны. Дефицита денег на выплату пенсий нет - Вернемся к обычным пенсиям. В этом году они повышались лишь один раз. В чем причина и когда, на ваш взгляд, будет очередное повышение? - Статьей 70 закона предусмотрен перерасчет (индексация) трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы. Он производится, если средняя зарплата в стране за истекший квартал в сравнении с ее величиной, примененной при предыдущей индексации, возросла более чем на 15%. В последний раз индексация пенсий на основании этой статьи производилась в ноябре истекшего года, когда для перерасчета пенсий была применена средняя зарплата за 3 квартал 2007 года (727,2 тыс. руб.). По закону очередной такой перерасчет предполагается в августе. По прикидке пенсии станут выше на 9-10%.
|
Новости
|