|
Реклама
|
Экс-замминистра соцзащиты Беларуси: Пенсионная система нуждается в серьезной модернизацииПт, 18 Июль 2008 - Вопрос злободневный и непростой. Для выполнения этой вполне приемлемой рекомендации МОТ потребовалось бы или снизить пенсии тем, у кого они небольшие, но выше 40% их прошлых зарплат, или повысить нагрузку на экономику. Разумеется, ни первый, ни второй варианты неприемлемы. Что касается пенсионной нагрузки, то у нас она в сравнении с другими странами и без того весьма высокая (почти в 1,5 раза выше, чем в России, у нашего главного экономического партнера). Ее увеличение скажется на конкурентоспособности отечественной продукции, что в свою очередь затормозит экономический рост, а значит, и решение задачи повышения уровня благосостояния всего общества, включая пенсионеров. Однако решать проблему повышения пенсий тем, кто имел высокую зарплату и уплачивал соответствующие пенсионные взносы, необходимо. При этом нельзя забывать и о работниках, имевших низкие доходы. Далеко не все они уклонялись от труда или предпочитали “конвертную зарплату”: среди них немало сельских тружеников, в свое время работавших за пустые трудодни, работников бюджетной сферы с невысокой зарплатой и т. д. Но делать это необходимо только за счет внутренних резервов пенсионной системы. - А они есть? - Есть, надо лишь взять на вооружение другие рекомендации МОТ, в которых, в частности, говорится: “нормальным возрастом выхода на пенсию… может быть и 65 лет и больше”; “лицам, имеющим право на пенсию, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход, законодательство страны может предусматривать … как …сокращение размера пенсии, когда заработок получающего ее лица превышает установленную сумму… так и приостановление ее выплаты”. Есть и другие разумные рекомендации этой авторитетной организации, к которым стоило бы прислушаться. Нашим законодателям необходимо вникнуть и в смысл статьи 47 Конституции страны, в которой сказано, что гражданам “гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности…”, т. е. тогда, когда они теряют трудовой доход в связи с названными причинами. А ведь пенсионный возраст далеко не старость, не позволяющая продолжать работу. Должно ли государство, предоставляя ранние пенсии, с одинаковой меркой подходить ко всем пенсионерам: тем, кто, реализуя свое право на труд (не ограничиваемое возрастом), продолжает полноценно работать, и тем, кто такой возможности не имеет и живет только на пенсию? Если следовать норме Основного закона, то выплачивать пенсию в качестве дополнения к заработной плате, уменьшая возможности государства для достойных выплат тем, для кого пенсия является единственным источником средств существования, вовсе не обязательно. В то же время было бы правильным разграничить работу с относительно высоким доходом и подработку с тем, чтобы пенсия в полном размере выплачивалась только при низком или нерегулярном заработке, как это было в советские времена и делается в других государствах с учетом рекомендаций МОТ. Такой подход к тому же позволил бы сохранить моральные и материальные стимулы пенсионеров к посильному труду.
|
Новости
|