|
Реклама
|
Послание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (стенограмма выступления) от 29 апреля 2008 годаЧт, 1 Май 2008 Нынешний год - завершающий для окончательного становления в стране организованного предпринимательства во всех его проявлениях. Необходимо окончательно снять все излишние барьеры при создании и ведении бизнеса. По данным Всемирного банка, в Беларуси за последнее время существенно улучшились условия для ведения предпринимательства. Сегодня у нас предприятие может быть зарегистрировано в течение всего пяти дней. Вдвое уменьшен размер первоначального капитала, необходимого для начала дела. Перечень подаваемых на регистрацию документов сокращен до разумного минимума. Упрощены процедуры выдачи лицензий. Надо это все реализовать. Чтобы это было реально. Принято столько прогрессивных решений, а ситуация улучшается очень медленно. И причина не в том, что в стране не дают свободы бизнесу, что нет правовой базы. Госаппарат погряз в бюрократизме, Геннадий Николаевич Невыглас (глава Администрации Президента. - Прим. ред.)! Он никак не может перестроиться работать по-новому. В указе прописан исчерпывающий перечень документов, которые можно требовать. Однако какой-нибудь специалист исполкома требует еще кучу других. Выстроен механизм продажи объектов незавершенного строительства, но он так и не заработал, потому что месяцами не рассматриваются заявления инвесторов. Не могу понять: или вы взяток ждете, или просто не умеете нормально работать? Бездеятельность таких горе-чиновников подрывает авторитет власти. Я предупреждаю всех руководителей государственных органов (а главу Администрации Президента персонально - это для него государственный публичный экзамен): я не допущу, чтобы наши благие начинания утонули в ваших кабинетах. Если не наведете порядок, этим займутся другие. Например, те, кого вы сегодня гоняете по кабинетам, не даете взять в аренду помещение или выкупить предприятие. Уже оскомину набил вопрос об упрощении налоговой системы. Вроде в прошлом году отменили 17 различных налоговых платежей, упростили порядок исчисления и уплаты основных налогов. Но все это как-то косметически. Налоговая система должна стать необременительной для нашей экономики по всем параметрам - по количеству применяемых налогов, уровню их ставок, в части осуществления финансовых процедур, организации отчетности. Она призвана стимулировать заинтересованность плательщиков в легальной уплате налогов и сборов, а не заставлять выдумывать «серые схемы». Система уплаты налогов и сборов должна стать простой и понятной для всех ее участников. Хватит идти точечно. Получается так мелко, что никто и не замечает ваших реформ. Выстройте новую систему в целом. Это задача номер один и еще один экзамен для Премьер-министра. Тогда автоматически наведем порядок с налоговыми льготами. Будет оптимальная, гибкая налоговая система, меньше будет ходоков с протянутой рукой. А пока вы мою позицию знаете: любые преференции свести к минимуму и обеспечивать поддержку только прорывных направлений экономической деятельности. При этом меры государственной поддержки должны быть только «стартовым импульсом», а не постоянным источником финансирования. И напрямую зависеть от достижения конкретных результатов хозяйственной деятельности. Хватит плодить иждивенчество, поддерживая нежизнеспособные предприятия! Стратегией экономического развития нашей страны должно стать взаимодействие малого, среднего, крупного государственного и частного бизнеса, особенно в регионах. Мировая практика свидетельствует, что успешно развивающаяся рыночная экономика является «многоярусной», а ее эффективность строится во многом на устойчивом научно-технологическом, финансовом и информационном взаимодействии между гигантскими объединениями, средними фирмами и малыми предприятиями. Очевидно, нам тоже надо использовать элементы такой модели. Потому что новое качество экономики может быть достигнуто только при объединении ресурсов и инициативы всех ее участников. Беларусь имеет достаточно развитый многоотраслевой промышленный комплекс, который определяет наш экспортный потенциал. Вместе с тем конкурентоспособность значительной части производимой продукции по качеству и цене является недостаточной. Сегодня, учитывая ситуацию на мировом рынке, необходимо делать иные акценты - белорусские товары должны конкурировать прежде всего по качеству, по своей уникальности. Значит, ориентироваться надо на лучшие образцы, а не подтягиваться к среднему уровню. Качество необходимо не только в плане усиления экспортного потенциала. Завоевывать приходится и собственного потребителя. В современных условиях даже административным ресурсом не заставишь купить отечественные комбайны, бытовую технику, одежду, если они не будут удовлетворять высокие требования покупателей. Важнейшим фактором развития реального сектора экономики является модернизация приоритетных отраслей и производств. Должен быть сделан упор на повсеместное внедрение инноваций, то есть всего того, что может предложить современная наука и техника. Ведь сегодня уже мало просто хорошо работать и экономить. Новые возможности для экономического роста и социального развития мы связываем с интенсификацией научной деятельности. Мы правильно сделали, тесно привязав науку к запросам экономики, реально придав ей прикладной характер. Это позволило сохранить созданные еще в советские времена предприятия. Во многих ли бывших республиках СССР выжили некогда всемирно известные брэнды? Но мы не только обеспечиваем развитие существующих предприятий. Несколько лет назад начат активный процесс создания новых современных производств - другого поколения, не материало- и энергозатратных, а интеллектуально насыщенных. В ближайшие годы их должно прирасти еще на 40. Среди них - производство интегральных микросхем с субмикронными проектными нормами на «Интеграле», тракторов «Беларус-320» - на Бобруйском заводе тракторных деталей и агрегатов, листового полированного стекла - на «Гомельстекло». Завершение строительства завода по производству газетной бумаги. Создание дополнительных мощностей по производству гранулированных калийных удобрений и другие. Более того, мы начали создавать предприятия за рубежом. Наши инвестиции пошли в Венесуэлу, Китай, Иран, другие регионы планеты. Белорусские торговые марки реализуются по всему миру. Правительству следует более наступательно «пробивать» создание совместных предприятий по добыче энергоносителей и производству электроэнергии в России и других странах. Постоянный уверенный рост валового внутреннего продукта, высокие темпы роста белорусского экспорта, возможность прибыльно работать на нашем рынке или с нашей производственной площадки в других странах привели к принципиальному обновлению экономики. Она во все большей мере становится привлекательной для иностранного капитала. Причем с высочайшей выгодой для нас. Не так, как в девяностые годы, когда нас толкали к бездумной приватизации за бесценок, о чем я уже говорил. Сейчас нам готовы платить сотни миллионов, миллиарды долларов за те предприятия, которые раньше оценивались в лучшем случае в 10 - 20 миллионов долларов. Растущий интерес иностранных инвесторов к Беларуси подтверждается положительной динамикой поступления инвестиций в реальный сектор экономики. Реальные инвестиции, общий их объем в прошлом году составил почти 5,5 миллиарда долларов, что в 1,3 раза больше, чем в 2006 году. Прямых инвестиций почти 1,5 миллиарда долларов. Это почти в 2 раза больше показателей 2006 года. Реализуются крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала, такие, как возведение суперсовременного городского района «Минск-Сити», строительство логистических центров, Парка высоких технологий и ряд других. Не надо бояться этого: иностранные деньги будут работать на нашей земле, создавая новые предприятия, рабочие места, повышая доходы населения, уплачивая в бюджет налоги, развивая инфраструктуру, включая социальную, и так далее. Важно, что приходит интернациональный капитал - российский, западноевропейский, арабский, китайский, других стран. За последнее время принят ряд решений, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата. Но возник парадокс: инвестора даже тянуть не надо - он сам идет, а мы его отталкиваем или пропускаем через такие круги волокиты, что отбиваем всякое желание работать. Правительству надо незамедлительно разработать механизм сопровождения инвестиционных проектов, начиная от момента поступления предложения до принятия решения по нему и реализации. Не можете выстроить нормальную систему, пусть члены Правительства за руку по кабинетам водят инвесторов, расчищая им дорогу от всевозможных препон. Полезные ссылки:
|
Новости
|