Новости-Беларусь
 




 

Реклама

Белорусский Правовой Портал. Законы Беларуси

Фирмы Беларуси - Каталог предприятий и организаций Республики Беларусь




 

Реклама

 




С целью анализа работы Белкоопсоюза в области внешнеэкономической деятельности проверено 30 организаций потребкооперации, и в каждой выявлены нарушения

Ср, 14 Май 2008

12 мая 2008 г. коллегией Комитета государственного контроля Республики Беларусь проанализирована работа Белкоопсоюза и его подведомственных организаций по развитию внешнеэкономической деятельности. Отмечено, что, несмотря на положительное сальдо внешней торговли в размере 1 млн. дол. США по системе потребкооперации в целом, задания Программы совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005–2010 годы в сфере внешнеэкономической деятельности не выполняются. Так, в 2007 году задание по экспорту готовой продукции выполнено на 85%, картофелю — на 21%, мясу — на 12%, дикорастущим грибам и ягодам — на 74,5%.

Существенное падение объемов экспорта допущено и по системе Белкоопсоюза, и по регионам. Так, объем экспорта в Брестском облпотребсоюзе в 2007 году составил 58 процентов к уровню 2006 года.

В системе потребкооперации недостаточно развивается заготовительная деятельность. За прошлый год задание по заготовке (закупке) 8 видов сельхозпродукции и сырья у населения выполнено только по дикорастущим плодам и ягодам, мяса закуплено 54 процента от задания, огурцов — 47 процентов, картофеля — 34 процента, грибов — 18 процентов, лекарственного технического сырья–16 процентов.

Организации потребкооперации, выступая излишним посредническим звеном, по–прежнему закупают сельхозпродукцию преимущественно у сельхозпроизводителей, а не у населения. Например, из заготовленных 393,5 тыс. шт. шкур крупного, мелкого и свиного кожевенного сырья закуплено у населения всего 10%, из 42,3 тыс. тонн мяса — 15%.

Явно недостаточно внимания Белкоопсоюз уделяет направлению заготовленного сельскохозяйственного и дикорастущего сырья в кооперативную промышленность с целью его переработки. Отсюда — низкие темпы роста производства потребительских товаров, невыполнение в 2007 году заданий по производству плодоовощных консервов, в том числе импортозамещающих. По сравнению с 2006 годом объемы производства плодоовощных консервов сократились на 12%.

Необходимо отметить и низкую конкурентоспособность плодоовощной продукции, вырабатываемой потребкооперацией. В результате остатки готовой продукции, например, на складах Рогачевского консервного комбината и Калинковичского производственного комбината на начало 2008 года соответствовали четырехмесячному объему производства.

В экспорте готовой продукции свыше половины (2,8 млн. дол.) занимает экспорт товаров, произведенных белорусскими производителями, не входящими в систему потребкооперации, а, например, собственная консервированная продукция составляет всего 5%.

Белкоопсоюз не проявляет должной активности в развитии производства экспортоориентированной продукции, техническое перевооружение кооперативной промышленности проводится неоправданно медленно. В 2007 году допущено отставание в модернизации Шарковщинского консервно–овощесушильного завода и Пищевого комбината Белкоопсоюза, а направление инвестиций в реконструкцию других предприятий потребкооперации не дало ожидаемого эффекта (например, на реконструкцию Скидельского производственно–пищевого комбината затрачено более 300 млн. руб., но продукция комбината так и не поставлялась на экспорт).

Примером недальновидности руководства Белкоопсоюза, облпотребсоюзов в подходах к наращиванию экспортного потенциала может служить ситуация с заготовкой и последующим экспортом мяса. С апреля 2007 г. поставлять в Россию мясо имеют право только предприятия, аттестованные Россельхознадзором. Однако отечественные организации потребкооперации — экспортеры мяса аттестацию пройти не могут из–за слабой материально–технической базы. В результате за прошлый год по системе Белкоопсоюза объем заготовки мяса и мясопродуктов снизился на 13,5%, а экспорт сократился в 7 раз.

Комитетом госконтроля неоднократно указывалось Белкоопсоюзу на «чрезмерное увлечение» заготовкой мяса у сельхозорганизаций, которая заменила потребкооперации функции производителя и переработчика мяса. Проверки свидетельствуют, что экспорт востребованного на российском рынке мяса, закупленного главным образом у сельхозпроизводителей и переработанного на мясокомбинатах Минсельхозпрода, в 2005–2006 гг. был основной экспортной позицией для всех без исключения облпотребсоюзов.

Нуждается в реформировании работа оптового звена системы потребкооперации, импортирующего товары. Неоправданным и неэффективным является функционирование в системе потребкооперации свыше 20 оптовых предприятий, причем в условиях товарной незагруженности 14 межрайбаз.

Например, проверкой ЧУП «Белкоопоптторг» установлены факты импорта отдельных потребительских товаров (краска, спортинвентарь, электроустановочные и светотехнические товары, хозяйственные изделия из пластмассы и др.), производство которых либо налажено в республике, либо необходимости в их закупке вообще не было. Так, фактическая оборачиваемость импортированных предприятием товаров для зимних видов спорта (лыжные комплекты и клюшки) составила 1347 дней, галантерейных товаров (застежки–молнии, пластмассовая галантерея, бритвенные принадлежности и др.) — 514 дней, табачных изделий — 487 дней, парфюмерно–косметических товаров — 163 дня.

Как неоднократно отмечал Комитет госконтроля, безубыточное функционирование потребкооперации обеспечивается только благодаря значительным бюджетным вливаниям, предоставляемым льготам и преференциям со стороны государства (в 2007 году размер государственной поддержки (63,5 млрд. руб.) в 1,6 раза превысил полученную чистую прибыль (40,6 млрд. руб.)).

Таким образом, организациями Белкоопсоюза не выполняются задания Программы совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005–2010 годы, особенно задания по заготовке, переработке и экспорту дикорастущей продукции.

С целью анализа работы Белкоопсоюза в области внешнеэкономической деятельности проверено 30 организаций потребкооперации. На каждом проверенном объекте выявлены нарушения, в том числе в 27 организациях — несоблюдение правил торговли, в 26 — реализация нестандартной продукции, в 11 — нарушение порядка ведения бухгалтерского учета, в 9 организациях — несоблюдение порядка ценообразования. Выявлены также многочисленные факты нарушения законодательства о внешнеэкономической деятельности.

В связи с допущенными нарушениями к административной ответственности привлечены 88 должностных лиц, оштрафованных на 19,6 млн. руб., к дисциплинарной ответственности привлечены 124 человека, 5 из которых — уволены. К организациям потребкооперации применены меры административного взыскания на общую сумму 953,4 млн. руб.

Обсудив материалы проверки, коллегия Комитета госконтроля рекомендовала Правительству:

дать принципиальную оценку деятельности Белкоопсоюза, его руководителей и других должностных лиц по развитию заготовительной, производственной и внешнеэкономической деятельности;

проанализировать причины систематического невыполнения потребкооперацией заданий Программы совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005–2010 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2004 № 1038; и при необходимости внести в Программу обоснованные изменения и дополнения;

ужесточить контроль за выполнением Белкоопсоюзом Программы совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005–2010 годы, особенно заданий по заготовке, переработке и экспорту дикорастущей продукции.

Правлению Белкоопсоюза предложено:

сконцентрировать усилия на безусловном выполнении данных Главой государства и Правительством поручений и заданий по развитию направлений деятельности, способствующих росту экспортного потенциала;

привлечь к строгой дисциплинарной ответственности должностных лиц потребкооперации, допустивших срыв заданий Программы совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005–2010 гг., а также нарушения, выявленные Комитетом госконтроля в ходе настоящей проверки;

внести кардинальные изменения в организацию работы заготовительной отрасли потребительской кооперации, ориентировав ее деятельность в первую очередь на заготовку сельскохозяйственной и дикорастущей продукции у населения;

принять меры по созданию новых перспективных производств по выпуску конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции из местного плодоовощного и дикорастущего сырья в современных видах упаковки.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь

Полезные ссылки:

Деловая Беларусь. Каталог предприятий, учреждений и организаций

 
Новости



Copyright © 2008. При использовании материалов ссылка на News-By обязательна.
Используются технологии uCoz