|
Реклама
|
Европейской идее не хватает креативаВс, 14 Окт 2007 Запланированный на сегодня Европейский марш рекламируется оппозицией недостаточно масштабно и не слишком креативно. Хотя акция заявляется как знаковая — по крайней мере, для демократических сил. Тем не менее, они продолжают действовать старыми методами, которые прежде успеха не приносили. А ведь акция была запланирована довольно давно. По сути, реклама шествия сводится к распространению наклеек, однако их адресная эффективность под большим сомнением. Во-первых, оппозиция регулярно рекламирует таким образом свои уличные акции — подобная агитация просто-напросто уже не замечается. А многих граждан, наряду с политическими граффити, и раздражает: мол, только портят заборы, стены и столбы. В частности, дворники и уборщицы, для которых снимать наклейки и стирать надписи — лишняя работа, вряд ли станут участниками Европейского марша. Во-вторых, исполнение наклеек как информационно-агитационного материала оставляет желать лучшего. Взять хотя бы маленький формат. Понятно, так клеить незаметнее. Но информация прочитывается лишь при очень близком рассмотрении. Еще марш рекламируется на специальных пресс-конференциях организаторов. Причем проводятся они как по поводу (например, задержание координатора акции, заместителя председателя Партии БНФ Виктора Ивашкевича), так и без конкретного повода. В итоге в независимых СМИ (при том что это в принципе слабый рупор, работающий на малую и уже «сагитированную» аудиторию) появляются скучные отчеты о том, что лидеры оппозиционных политических партий думают о европейской перспективе Беларуси и о диалоге на эту тему с властями. Кроме того, звучат заявления, которые с высокой долей вероятности могут восприниматься негативно не то что колеблющимся электоратом, а даже сторонниками оппозиции. Цитата из публичного выступления упомянутого Виктора Ивашкевича: «Ты европеец? Выйди, продемонстрируй свою позицию. А будешь сидеть дома — значит, раб!». Из этих же уст: «Сколько выйдет людей? Столько, сколько людей в Минске считают себя европейцами. Теперь от каждого гражданина зависит — пойдет Беларусь европейским путем или мы будем оставаться людьми на болоте. Выйдет 100 тысяч — железно Беларусь пойдет в этом направлении. Выйдет одна тысяча — только один процент <шансов> есть на это. Да, каждый человек — эта та доля процента, которая будет влиять на ситуацию. Нечего оправдывать свою лень и безынициативность тем, что оппозиция не та, лозунги не те, маршрут не тот». В этом пассаже присутствуют признаки манипуляции, которая уже вызвала раздражение на интернет-форумах и в итоге может аукнуться оппозиции недобором участников. Ивашкевич этой фразой озвучил (надо сказать, чересчур патетично и утрированно) критерий успешности не только конкретной оппозиционной акции, а евростратегии демократических сил в целом. В результате даже 30 тысяч участников Европейского марша (что было бы успехом оппозиции, учитывая кризис уличной демократии последних лет) можно будет трактовать как поражение оппозиционеров-западников. Официальной пропаганде и придумывать ничего не надо: цитируешь слова Ивашкевича, затем сообщаешь о количестве евродемонстрантов. Впрочем, власти могут использовать такой ход разве что для демонстрации слабости оппозиции. Вряд ли будет нанесен удар по теме интеграции в Европу. Диалог с Западом для властей сегодня — и конъюнктура, и естественная эволюция одновременно. А поскольку в этом направлении официальный Минск делает кое-какие шаги и наверняка с каждым годом эта тенденция будет пускай медленно, но верно усиливаться, евростратегия белорусской оппозиции окажется не такой яркой и альтернативно привлекательной, как требуется в ее теперешнем кризисном состоянии. С другой стороны, позитивность такого послания электорату — огромный плюс для улучшения имиджа. И шанс при благоприятном политическом контексте и в результате некоторых поведенческих маневров оказаться наконец в системной политике. В частности, получить хотя бы несколько мест в парламенте. Тем временем евростратегия белорусских демократических сил оформляется не только на уровне лозунгов, но и структурно. Лидер движения «За свободу» Александр Милинкевич инициировал создание Совета европейской интеграции. «Совет европейской интеграции — представительно-наблюдательный орган, главными задачами которого являются разработка стратегического видения европейской интеграции Беларуси, определение конкретных политических, экономических, институциональных, законодательных и информационных действий, необходимых для установления европейских стандартов и подготовки Беларуси к членству в ЕС», — пояснила пресс-служба политика. По словам самого Милинкевича, совет должен стать «авторитетным общественным центром, который объединит потенциал различных политических и общественных сил, положительно относящихся к идее европейского выбора Беларуси». Впрочем, уже из этих фраз очевидно, что эта структура скорее символическая, нежели практическая. Если уж оппозиция сделала стратегическую ставку на путь Беларуси в Европу, то необходима и эффективная тактика. Однако разовые акции вроде Европейского марша малоперспективны в плане результата. Нужна долгосрочная программа действий с нестандартными, конкретными посланиями народу относительно преимуществ европейского выбора — в том числе с использованием мотивов обывательско-потребительского характера. Хватит ли здесь креатива, усердия и возможностей проводить черновую информационно-агитационную работу? Павел КИРИЛЛОВ naviny.by Полезные ссылки:
|
Новости
|