Новости-Беларусь
 




 

Реклама

Белорусский Правовой Портал. Законы Беларуси

Фирмы Беларуси - Каталог предприятий и организаций Республики Беларусь




 

Реклама

 




Тезисы заключительного слова Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на совещании банковских работников “О развитии банковской системы Республики Беларусь”

Пт, 8 Фев 2002

Четвертое. Надзор и контроль за деятельностью банков.
Стабильная работа банка зависит не столько от величины его уставного капитала, сколько от проводимой политики по размещению средств, чистоплотности руководства и персонала банковского учреждения.
Так, в 2000 году собственный капитал ООО Банк “БелБалтия” составлял “на бумаге” более 3,5 миллиона евро (при минимальном размере уставного фонда 2 миллиона евро), а фактически банк был полным банкротом.
В этой связи возрастает роль надзора со стороны Национального банка за достоверностью отражения в учете банковских операций.
До настоящего времени надзорные функции главного банка страны сводятся к поверхностному контролю за исполнением коммерческими банками формально установленных экономических нормативов деятельности, обойти которые и создать видимость финансового благополучия не представляет большого труда.
Главной целью надзора Национального банка должны быть не “арифметические” расчеты экономических нормативов, а разработка методов определения рисков и совершенствования анализа финансового состояния кредитных организаций.
Задача надзорных органов, - с одной стороны, помочь банкам перейти к нормальной работе без существенных вливаний Национального банка, а с другой стороны, еще на ранних стадиях выявлять и пресекать возможные злоупотребления, преступную халатность и в целом кризисные ситуации.
Еще одно упущение в работе надзорных органов: сужение поля их деятельности. Контроль должен осуществляться за всей кредитно-денежной системой, включая и выявление компаний, незаконно осуществляющих отдельные банковские операции на территории республики.
В тесном взаимодействии с банками, налоговыми, контролирующими и правоохранительными органами Национальный банк должен выявлять и пресекать любые незаконные операции и в первую очередь объявить “войну” незаконному обороту наличности.
В последнее время в качестве страховки от списания денежных средств в доход бюджета активно стали использоваться корреспондентские счета зарубежных банков в белорусских рублях, на которых открыты субсчета нерезидентов Республики Беларусь.
Нужно обеспечить прозрачность банковского бизнеса. Белорусские банки не имеют ни внутренних, ни внешних рейтингов, а вся информация об их финансовом положении является служебной. Таким образом, они закрыты от общественного контроля, который в развитых странах выполняют многочисленные рейтинговые агентства и средства массовой информации. Эта закрытость способствует злоупотреблениям банков, так как их клиенты - юридические и физические лица - узнают о реальном положении обслуживающего их банка только после того, как он прекращает платежи. Прямое тому подтверждение банкротства последних лет.
В соответствии с моим поручением, данным на совещании, состоявшемся 6 декабря 2001 года разработаны Основные показатели оценки деятельности Национального банка и банков.
Считаю, в целях повышения доверия к банковской системе, Национальному банку, Министерству экономики, Министерству финансов совместно с заинтересованными ведомствами, исходя из мирового опыта, необходимо разработать и утвердить Положение по введению в республике в порядке эксперимента рейтинговой оценки уровня надежности и ликвидности коммерческих банков, взяв за основу разработанные основные показатели.

 
Новости



Copyright © 2008. При использовании материалов ссылка на News-By обязательна.
Используются технологии uCoz