|
Реклама
|
Зреют реформы ВЭДЧт, 5 Июнь 2008 Промышленники инициируют изменения таможенного законодательства в части упрощения процедур и уменьшения штрафов. Предложения сформулированы на недавнем тематическом совещании в МИДе. Беседа получилась острой — слишком много накопилось наболевших вопросов. Позицию реального сектора по некоторым вопросам озвучил заместитель генерального директора Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» Валерий ШАШКОВ.— Необходимость менять таможенное законодательство назрела не только с точки зрения промышленников, но и транспортников, и целого ряда структур госуправления. Кроме того, постоянно доводится слышать нелицеприятные упреки со стороны зарубежных партнеров, дипломатов, торговых советников, бизнесменов… Таможенники работают медленно, много субъективизма и прочее. — Какие процедуры можно было бы ускорить? — Это прежде всего должно касаться таможенного оформления экспортных товаров. Полагаем целесообразным установить этот срок указом Президента: не более 4 часов с момента предъявления товаров к таможенному оформлению. По действующему законодательству предельное время проведения процедуры — 48 часов. Такие сроки не стимулируют ни таможенников, ни отправителей грузов. Мы также предлагаем отменить регистрацию контрактов на Белорусской универсальной товарной бирже и согласовать работу таможни и железной дороги в части времени работы и правил оформления документов. Считаем необходимым разрешить свободное обращение товаров до представления таможенной декларации и исполнения обязательств по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов для всех кредитоспособных субъектов хозяйствования. — Вы упомянули о проблеме субъективизма таможенных служб. В чем она проявляется? — Если законодательством предусмотрена разбежка на какую-то процедуру, то ей могут пользоваться по собственному усмотрению, независимо от реальных трудовых и временных затрат. — Ассоциацией предложено довести нормативы обработки грузов таможней до норм ЕС. Но, по утверждению таможенников, в Европе нет четких норм на этот счет. — Нет писаных норм, но есть устоявшаяся практика. Во всяком случае, европейские таможенники стараются не затягивать пропуск автомобилей. Кроме того, наше законодательство во многих случаях допускает двоякое толкование, руководствуясь которым могут как пропустить груз, так и продлить его контроль. К примеру, в грузовых таможенных декларациях (ГТД) есть основные графы: вес, цена, адрес. Но есть и пункт «иные сведения». Это создает поле для проявления субъективизма. Знаете, всякое бывает: как-то посмотрел не так, не ту фразу бросил — и таможенник отправляет вас собирать «иные сведения». Попробуйте как-нибудь, пересекая границу, сделать замечание таможеннику — реакция может быть самой непредсказуемой. Технически эту проблему можно решить, установив количество и наименование граф в ГТД по примеру экспортных деклараций стран ЕС. Можно также последовать опыту ЕС и производить оформление ГТД в таможенных органах до прибытия транспортного средства. — БелАПП предложила рассмотреть совместно с российской стороной возможность отмены таможенного оформления возврата бракованных изделий и оборудования, отправляемого на ремонт. В чем здесь суть проблемы? — Движение товаров в формате «брак» или «ремонт» между нашими странами достаточно интенсивно. К примеру, борисовский завод «Автогидроусилитель» по производственной кооперации получает с российских литейных заводов чугунные и алюминиевые отливки на сумму 10 млн. USD в год. В процессе их обработки выявляется технологически неизбежный литейный брак, который возвращается поставщикам. С сентября 2007 г. российская таможня запретила возврат бракованных изделий на свою территорию без их полного таможенного оформления и возврата НДС, что создает массу проблем. Считаю, белорусские таможенники должны посодействовать решению ситуации. — Насколько актуальна проблема определения таможенной стоимости товаров? — Каждый товар имеет контрактную оценку стоимости, закрепленную в договорах, чеках и иных документах. При этом таможенная служба проводит собственную оценку товаров, которая, как правило, значительно превышает контрактную. Считаем, что процедуры подтверждения и контроля таможенной стоимости товаров необходимо упростить прежде всего для предприятий-изготовителей, приобретающих сырье для собственного производства. — Хозяйственники жалуются на большие штрафы… — Да, их размеры зачастую не адекватны правонарушениям. Предприятия периодически поднимают эту проблему. Бывает, что в документах есть какие-то исправления, нечетко сделаны записи. Таможня зачастую расценивает это как попытку умышленного искажения информации. И за такие нарушения штрафуют по полной программе. По имеющейся у «ЭГ» информации, заявления, сделанные на недавнем совещании в МИДе, были достаточно революционными. Помимо накопившихся предложений, внесенных предприятиями, поводом для его проведения стало падение Беларуси в рейтинге Всемирного банка Doing Business-2008 в разделе «Международная торговля» на 5 пунктов. Из 178 стран мы заняли далеко не почетное 137-е место. Эксперты МИДа рекомендовали таможенникам проанализировать нормы ВЭД и выработать предложения по их изменению. Было также предложено при необходимости абстрагироваться от действующего таможенного законодательства и выработать принципиально новые условия, стимулирующие развитие ВЭД. С учетом намерений руководства страны добиться того, чтобы Беларусь вошла в число лидеров, изменения могут быть весьма радикальными. «Экономическая Газета» Полезные ссылки:
|
Новости
|