Новости-Беларусь
 




 

Реклама

Белорусский Правовой Портал. Законы Беларуси

Фирмы Беларуси - Каталог предприятий и организаций Республики Беларусь




 

Реклама

 




Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации в сфере внешнеэкономической деятельности сорвана

Пн, 2 Июнь 2008

Заготовки — за рубеж. Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005-2010 гг. (утв. постановлением Совета Министров от 31.08.2004 № 1038) в сфере внешнеэкономической деятельности сорвана. К такому выводу пришел Комитет госконтроля после проведенных недавно проверок.

Несмотря на положительное сальдо внешней торговли в размере 1 млн. USD, в целом в системе потребкооперации задание по экспорту готовой продукции в 2007 г. выполнено на 85%. Картофеля продано за рубеж лишь 21% от установленного плана, мяса — 12%, грибов и ягод — 74,5%. Существенно упали объемы экспорта и в регионах. К примеру, у Брестского облпотребсоюза в прошлом году этот показатель не превысил 58% к уровню 2006 г.

Во всех 30 проверенных организациях были выявлены многочисленные нарушения законодательства во внешнеэкономической деятельности (штрафы достигли 953,4 млн. Br). 27 из них не соблюдали правила торговли, 9 — порядок ценообразования, 26 уличены в реализации нестандартной продукции, 11 нарушали порядок ведения бухучета.

Примером недальновидности руководства Белкоопсоюза и областных потребсоюзов в наращивании экспорта служит ситуация с заготовкой и экспортом мяса, отмечает в своем отчете КГК. Как известно, с апреля прошлого года поставлять в Россию мясо могут только предприятия, аттестованные Россельхознадзором. Предприятия потребкооперации — экспортеры мяса аттестацию пройти не могут из-за слабой материально-технической базы. В результате за прошлый год объем заготовки мяса и продуктов из него снизился на 13,5%, а экспорт сократился в 7 раз.

Модернизацию своих промышленных предприятий потребкооперация ведет «неоправданно медленно», да и инвестиции ожидаемого эффекта порой не дают. Например, несмотря на то, что на реконструкцию Скидельского производственно-пищевого комбината было затрачено более 300 млн. Br, его продукция на экспорт поставляться так и не стала.

В результате коопсоюзы стали «чрезмерно увлекаться» заготовкой мяса в колхозах. Так, в 2005-2006 гг. самым востребованным на российском рынке было мясо, закупленное у сельхозпроизводителей и переработанное на мясокомбинатах Минсельхозпрода. Причем, приобретая продукцию у колхозов, а не у населения, эти организации выступают лишним посредническим звеном, отмечает КГК. Так, из заготовленных 393,5 тыс. шт. шкур крупного, мелкого и свиного кожевенного сырья у населения закуплено всего 10%, из 42,3 тыс. т мяса — 15%.

Недорабатывает потребкооперация и в заготовке. В прошлом году из 8 видов сельскохозяйственной продукции задание по закупкам у населения выполнено только по дикорастущим плодам и ягодам. Мяса закуплено 54% от задания, огурцов — 47%, картофеля — 34%, грибов — 18%, лекарственного технического сырья — 16%.

Мало заготовленного сырья Белкоопсоюз направляет в переработку. Это одна из причин, почему в прошлом году производство плодоовощных консервов, в т.ч. импортозамещающих, сократилось по сравнению с 2006 г. на 12%. Кроме того, низкая конкурентоспособность продукции приводит к ее складированию. Например, на Рогачевском консервном и Калинковичском комбинатах на начало нынешнего года ее скопились в размере четырехмесячного объема производства.

Нуждается в реформировании работа оптового звена системы потребкооперации, импортирующего товары, считает Комитет госконтроля. Неоправданным является наличие свыше 20 оптовых предприятий, причем в условиях товарной незагруженности 14 межрайбаз. Более того, некоторые из них импортируют товары, которые либо производятся в республике, либо в их закупке и вовсе нет необходимости: краска, спортинвентарь, электроустановочные и светотехнические товары, хозяйственные изделия из пластмассы и др. Так, фактическая оборачиваемость импортированных ЧУП «Белкоопоптторг» спорттоваров составила 1347 дней, галантерейных — 514, табачных изделий — 487, парфюмерно-косметических — 163 дня.

Безубыточная работа потребкооперации возможна исключительно благодаря значительным бюджетным вливаниям, а также предоставляемым государством льготам и преференциям. Так, в 2007 г. размер господдержки (63,5 млрд. Br) в 1,6 раза превысил полученную чистую прибыль (40,6 млрд. Br).

Сконцентрировать усилия на наращивании экспорта, создавать новые перспективные производства по выпуску из местного сырья конкурентоспособных товаров в современной упаковке поручило руководству Белкоопсоюза главное контрольное ведомство страны. Правительству рекомендовано изучить причины систематического невыполнения потребкооперацией заданий программы и при необходимости внести в нее изменения, а также ужесточить контроль за ее выполнением, особенно в части заготовки, переработки и экспорта дикорастущей продукции.

«Экономическая Газета»

Полезные ссылки:

Деловой Минск. Каталог предприятий, учреждений и организаций

 
Новости



Copyright © 2008. При использовании материалов ссылка на News-By обязательна.
Используются технологии uCoz