|
Реклама
|
Прокуратура проанализировано проведение тендерных закупокСр, 28 Май 2008 Генеральной прокуратурой обобщена практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о проведении тендерных закупок. Генеральной прокуратурой Республики Беларусь проанализировано исполнение требований тендерного законодательства, дана оценка законности и обоснованности возбуждения уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушениями законов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг на тендерной основе, их предварительного расследования. Анализу подвергнуты материалы надзорной и следственной практики за 2007 год и первый квартал 2008г. Изучение показало, что нормы Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №529 “О государственных закупках”, Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденное названным Указом, в целом обеспечивают достаточную прозрачность процедуры закупок, способствуют созданию конкурентной среды и минимизируют вероятность коррупционных проявлений при их проведении. В то же время между участниками торгов и контролирующими органами нередко возникали разногласия, так как правоотношения, возникшие при осуществлении тендерных закупок, в законодательном порядке в полной мере не отрегулированы. Особенность практики прокурорского надзора в данной сфере состоит в том, что проверки законности проведения тендерных закупок осуществлялись, как правило, после обращения субъектов этих правоотношений в органы прокуратуры. В основном обращения претендентов и иных лиц, участвующих в торгах, касались нарушений порядка проведения закупок товаров, работ и услуг на тендерной основе. Поступившие материалы показали, что недостатки и упущения при проведении тендеров на закупку техники, материалов, оборудования наиболее часто выявлялись на предприятиях Минэнерго и Минсельхозпрода. Бесконтрольность и попустительство должностных лиц агрокомбинатов, местных исполнительных и распорядительных органов приводили к тому, что в состав постоянно действующих конкурсных (ценовых) комиссий не включались члены дирекций и специалисты, не приглашались эксперты. Решения, принятые рядом сельскохозяйственных организаций по подрядным торгам на строительство, закупку оборудования и материалов за счет собственных средств, нередко не проверялись специалистами вышестоящих органов и не утверждались соответствующими наблюдательными советами. Так, в пяти сельскохозяйственных организациях Речицкого района вообще не проводились конкурсы по закупке товаров за счет средств финансовой помощи. Имели место нарушения требований законодательства при оформлении технико-экономического задания, размещении в средствах массовой информации сообщений о проведении закупки, направлении претендентам прямых конкурсных приглашений. Выявлены факты несоблюдения заказчиком требований, предъявляемых к квалификационному выбору подрядчика. Выявлены нарушения, свидетельствующие о возможном наличии сговора участников процедуры закупок. Хозяйственными судами республики в изучаемый период рассмотрено 8 исков претендентов и других заинтересованных лиц о признании торгов недействительными в связи с нарушениями процедуры закупок. Исковые требования удовлетворены в полном объеме по 4 делам. За анализируемый период в органы прокуратуры, внутренних дел, финансовых расследований поступило 48 заявлений и сообщений о нарушениях законодательства при проведении конкурсов (иных видов процедуры закупок). По результатам их рассмотрения возбуждено 27 уголовных дел и по 19 материалам в возбуждении уголовных дел отказано. По 2 материалам проверка не закончена. Наиболее часто уголовно наказуемые деяния совершались в строительной, сельскохозяйственной и жилищно-коммунальной отраслях. Указанные преступления совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, а их противоправный характер, как правило, заключался в сговоре руководителей субъектов хозяйствования с будущими участниками проведения торгов, а также в склонении членов тендерных комиссий к принятию решений в пользу того или иного претендента. Фальсификация конкурсных торгов нередко создавала благодатную почву для хищения денежных средств руководителями субъектов хозяйствования и лицами, ответственными за их проведение. В связи со сложившейся ситуацией Генеральной прокуратурой Республики Беларусь дано поручение нижестоящим прокуратурам об активизации работы подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью по выявлению нарушений законодательства о проведении тендерных закупок, привлечению виновных лиц к ответственности, а также о необходимости регулярного анализа положения дел в обозначенной сфере. Генеральная прокуратура Республики Беларусь Полезные ссылки:
|
Новости
|