|
Реклама
|
Пассажиры увидели опасность и еще до столкновения подняли крикСб, 24 Май 2008 Троллейбус – по встречной. «Живые щиты» бывают разные. Такие, как устроили из ничего не подозревающих автолюбителей минские гаишники для задержания подвыпившего водителя-лихача. Или спасительные, каким стала для пешего крестного хода 13 апреля в Жабинковском районе служебная «Лада» под управлением старшего лейтенанта милиции Александра Макарука. А щитом для нескольких десятков брестчан послужил 16 мая автобус МАН-240 1986 года выпуска, принадлежащий ИЧУТП «АПП Шетле». За рулем находился 38-летний Сергей Чешко, в салоне – 15 пассажиров, направлявшиеся на работу в одно из предприятий СЭЗ «Брест». В утренний час пик автобус осуществлял посадку пассажиров на многолюдной остановке «Проспект Машерова». А по встречной полосе, задевая легковые иномарки, на скорости несся к остановке новенький троллейбус с разлетевшимися «рогами». - В какой-то момент я понял, что столкновения не избежать, - рассказал Сергей Чешко. - Поэтому сгруппировался и полностью выжал тормоза - заблокировал все колеса, чтобы автобус стоял как вкопанный. «Ручник» ведь держит только задние… Я как раз производил посадку, так что пассажирские двери были открыты. Не поддался мысли покинуть кабину, хотя до удара оставались еще секунды. Придало уверенности то, что троллейбус шел все же не точно «в лоб» моему автобусу, а чуть правее от кабины водителя. Пассажиры увидели опасность и еще до столкновения подняли крик. Но ничего – повезло. Так, прижало немного от удара, и посыпалось стекло. В осколках, кажется, были вся голова и руки. Потом увидел, что в разных местах сочится кровь… Большинство пассажиров автобуса отделались легким испугом, поскольку сидели на местах. Помощь понадобилась мужчине, который, видимо, как раз заходил в салон и сильно ударился. И он, и все прочие пассажиры, а также десятки людей на остановке могут с полным правом присоединиться к выводу Сергея Чешко: повезло. Все грозило обернуться гораздо хуже, ведь случилось так, что 10,5-тонной махиной троллейбуса никто не управлял и по проспекту Машерова она перемещалась по собственной, если можно так сказать, прихоти. Как же случилось, что новехонький «МАЗ» с бортовым номером 115, следовавший по 4-му маршруту, уподобился «летучему голландцу»? В этом вопросе предстоит разбираться экспертам и сотрудникам ГАИ, их решение пока не вынесено. А свидетельства очевидцев позволяют воссоздать картину происшествия из следующих деталей. «Четверка», выполнявшая рейс в сторону ЦУМа, под управлением 34-летнего водителя второго класса К. прибыла на остановку «МОПРа» незадолго до 8 часов утра. Пассажирам было объявлено о поломке, и все они покинули салон. Установив, что у машины лопнула пружина ходовой педали, К. опустил штанги-токоприемники, закрыл двери салона и вызвал аварийную бригаду для устранения неисправности. Дожидаясь техников, водитель обратил внимание, что троллейбус мешает общественному транспорту, прибывающему на остановку, и решил отогнать машину на более широкий участок проспекта Машерова. Для этого надо было преодолеть несколько десятков метров. К. вышел из троллейбуса и с помощью веревок присоединил токоприемники к электролинии. И тут троллейбус рванул прочь от опешившего водителя. Непосредственные участники ДТП и свидетели оценивают скорость «беглеца» в 60-70 километров в час. И только благом можно назвать то обстоятельство, что штанги-токоприемники все же отсоединились сами и троллейбус свернул с попутной полосы движения, где мог натворить бед перед светофором. Конечно, с этим не согласятся водитель встречного троллейбуса и хозяева трех легковушек, двигавшихся от перекрестка к Кобринскому мосту. Машины пострадали от столкновения, а неуправляемую «четверку» уже несло к остановке «Проспект Машерова», где удар принял на себя автобус. Его развернуло почти поперек проезжей части, в тыл впечатались мусоровоз и служебная «Газель», доведя количество участников ДТП до восьми… К счастью, все люди живы, два человека (мужчина 1970 года рождения и пожилая женщина) получили легкие телесные повреждения и госпитализации не подвергались. Сотрудники МЧС помогли рассоединить слившиеся в рискованном «поцелуе» кабины троллейбуса и автобуса. Последний покинул место происшествия своим ходом, первый – с помощью «КрАЗа»… Естественно, в данной ситуации логично ставить вопрос о возмещении материального ущерба. По словам директора троллейбусного парка Леонида Гапасюка, побывавшего на месте происшествия, гражданская ответственность транспорта предприятия застрахована. Теперь страховой компании предстоит урегулировать вопрос по возмещению ущерба, нанесенного другим участникам движения виновником столкновения. По правилам, застрахованными считаются и все пассажиры общественного транспорта, в данном случае развозного автобуса. Ждет своей участи и 115-й «борт». По улицам нашего города суперсовременная разработка столичных автозаводцев, которая стоит 374 миллиона рублей, проездила всего две недели, сейчас ее предстоит восстанавливать, скорее всего – в Минске. Сегодня нет достаточных оснований, чтобы говорить о соотношении человеческого фактора и объективных предпосылок для возникновения ЧП. С одной стороны, претензий к К., водителю с 10-летним стажем работы в парке, у руководства ранее не было, на новые машины в любой организации пересаживают в качестве поощрения. В день аварии К. был абсолютно трезв. Надо полагать, что некоторые навыки, например задействование ручного тормоза при стоянке, доведены у профессионалов до автоматизма. С другой стороны, усложненная (по сравнению со старыми образцами), насыщенная электроникой система управления «МАЗом» могла сыграть с водителем злую шутку. Приходится предположить, что в злополучной ситуации на «МОПРа» не были соблюдены положения должностной инструкции, требования техники безопасности. Был ли связан внезапный рывок троллейбуса с неправильным положением отказавшей чуть раньше педали, почему оказались незаблокированными колеса – на эти вопросы ответит серия экспертиз. По их итогам меру ответственности К. определят ГАИ и руководство предприятия. Сам водитель вину с себя не снимает. Командир батальона дорожно-постовой службы ГАИ УВД облисполкома Николай Коршун: 19 мая проводилась проверка по первоначальной причине поломки троллейбуса - западению педали хода. Сегодня уже можно говорить о том, что водитель не принял мер, исключающих самопроизвольное движение троллейбуса, то есть не поставил машину на ручной тормоз. Другие обстоятельства выясняются, но вместе с тем факт халатности со стороны водителя к своим должностным обязанностям просматривается. Если он увидел, что троллейбус начал самопроизвольное движение, почему не принял никаких мер, не дернул за те же веревки обратно и не остановил технику? Кому как не ему понимать, что подобных ситуаций нельзя не то что допускать - их не должно быть в принципе. Сергей Мощик, “Вечерний Брест” Полезные ссылки:
|
Новости
|