|
Реклама
|
Сельское хозяйство — дело хлопотноеЧт, 22 Май 2008 Ежегодная битва за урожай складывается из множества масштабных сражений и маленьких стычек: посевная, уборочная, ремонт техники и поставка удобрений, заготовка ГСМ, кормов… А за литрами надоев, тоннами урожая и килограммами привеса стоят рубли кредитов и затрат, премий и прибыли. Хотя финансовые показатели не едят, именно по ним судят об эффективности аграрного сектора — как отрасли экономики и объекта инвестиций. Впрочем, последние для сельского хозяйства столь часто носят форму дотаций, что мы воспринимаем это как само собой разумеющееся. И хотя эту практику периодически грозятся прекратить или сократить, избавиться от нее пока не удается. Впрочем, безвозмездной поддержка государства становится все реже. Только платить за бюджетную помощь порой приходится не тем, кто ее получает. Положением о порядке и условиях возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, утвержденным Указом Президента от 28.03.2006 № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям», определен порядок и условия предоставления указанной государственной поддержки. Возмещение части процентов негосударственным юридическим лицам осуществляется с увеличением доли Республики Беларусь в уставных фондах этих юридических лиц. Разумеется, с согласия собрания акционеров. В очередной раз этот механизм предполагается использовать для обеспечения своевременных закупок сельскохозяйственного сырья и расчетов за них. Для этого подготовлен проект указа Президента, предусматривающий оказание организациям хлебопродуктов господдержки в виде выдачи банками кредитов на срок до 1 года в белорусских рублях и иностранной валюте с уплатой процентов за пользование кредитами в белорусских рублях в размере половины ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной не более чем на 3 процентных пункта маржи, в иностранной валюте — в размере, определенном в кредитном договоре, но не более 6% годовых. В свою очередь банкам будут компенсироваться в 2008-2010 гг. потери по выданным кредитам за счет средств республиканского бюджета по кредитам в белорусских рублях в размере половины ставки рефинансирования Нацбанка, а по кредитам в иностранной валюте — в размере ставки, определенной в кредитном договоре, но не более 6% годовых, по курсу Нацбанка на дату уплаты процентов. Условием оказания такой господдержки является выполнение организациями хлебопродуктов в 2008-2010 гг. основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития по темпам роста объемов производства продукции и рентабельности реализованной продукции. Проектом Указа предусмотрено, что для включения в перечень юридических лиц, которым предоставляются кредиты, Министерство сельского хозяйства и продовольствия поручает представителям государства в органах управления ОАО «Гомельхлебопродукт», «Жабинковский ККЗ», «Гроднохлебопродукт», Пуховичский, Минский и Речицкий комбинаты хлебопродуктов, «Брестхлебопродукт», Вилейский и Лошницкий комбикормовые заводы инициировать на заседаниях наблюдательных советов рассмотрение вопроса о созыве внеочередных собраний акционеров. В повестке дня один вопрос: «О согласии на увеличение доли Республики Беларусь в уставном фонде Общества на сумму возмещения из средств республиканского бюджета части процентов за пользование банковскими кредитами». При этом акционерам предлагается проголосовать за увеличение доли Республики Беларусь в уставном фонде ОАО на сумму фактически возмещаемых процентов за пользование кредитами, выданными банками для выплаты авансов и расчетов за продукцию растениеводства урожая 2008 г., для закупки зерна, льнотресты, маслосемян рапса, сахарной свеклы, ячменя пивоваренного, белкового сырья, зернобобовых культур, отрубей, провита, кукурузы, семян подсолнечника, мелассы, жома сухого гранулированного, произведенных семян овощных культур, кормовых корнеплодов, лука-севка, а также оплаты транспортных расходов по их доставке. Выписки из протоколов собраний акционеров предлагается представить не позднее 20.05.2008 г. Интересно, что некоторые из названных предприятий такой помощи отнюдь не просили. А для акционеров, чья доля в уставном капитале уменьшится, она и вовсе стала неприятным сюрпризом. Об этом нам рассказал председатель Белорусского союза налогоплательщиков Анатолий Труханович — акционер Пуховичского комбината хлебопродуктов. - Анатолий Иванович, видимо, опять без помощи государства не обойтись… - Но средства-то на закупку сырья нужны? — Конечно. Но можно взять в банках обычные кредиты на закупку сырья, рассчитаться с поставщиками, произвести продукцию и погасить кредиты и проценты по ним за счет выручки от ее реализации. Так делается во всем мире. - Тогда зачем же государству тратить бюджетные деньги на возмещение процентов и вообще опекать этот бизнес? — Сельское хозяйство было и остается одним из приоритетов государственной экономической политики. И без определенных мер господдержки селу не обойтись — это тоже обычная мировая практика. С другой стороны, чтобы провести посевную, а затем уборочную кампанию без потерь в сжатые сроки, надо финансировать село. Но если напрямую раздать деньги СПК и колхозам, их потом не соберешь — проверено многолетней практикой. И поэтому государству кажется разумным эту процедуру проводить через КПХ. Средства от них идут в колхозы, которые затем поставляют сырье. Таким образом, предприятия практически становятся еще одним оператором по транзиту распределяемых ресурсов. Государство их выделило, банки перечислили их КПХ (получив проценты по кредитам с предприятий и возмещение недополученной части из бюджета). КПХ же, перечислив деньги колхозам, а проценты — банкам, не получает ничего! Спрашивается, в чем, собственно, заключается такая поддержка и кого на самом деле поддерживают? Проблема еще и в том, что дотации порой становятся следствием непродуманных решений. Прежде всего в сфере ценообразования. Ведь закупочные цены на сельхозпродукцию и отпускные цены на продовольствие регулируются государством. В цену комбикормов закладываются стоимость сырья, проценты по кредитам, налоги, издержки производителя и плановая прибыль, причем две последние составляющие нормируются государством. Но такая схема не мешает работать прибыльно. Если покупатели — животноводческие комплексы и птицефабрики — будут вовремя платить. - А что, возможны неплатежи? — Они просто есть. Причем в огромных размерах. Так, по данным Минсельхозпрода, за 2007 г. долги сельхозорганизаций за комбикорма, произведенные предприятиями департамента по хлебопродуктам, увеличилась на 28% до 108 млрд. Br, в т.ч. просроченные — на 13% до 55 млрд. На 1 апреля текущего года долги возросли до 136 млрд. Почти половина этой суммы — просроченная задолженность. Организации областного подчинения задолжали комбинатам на 1 апреля 42 млрд. Br, животноводческие комплексы ГО «Главживпром» — 10,7 млрд., птицефабрики — 8,2 млрд. Кстати, последние зачастую не платят за поставки комбикормов, даже если в состоянии сделать это. При этом графики погашения просроченной задолженности систематически не выполняются. Ряд организаций не только не сократили, но и увеличили долги. Решения облсельхозпродов и республиканских органов управления по погашению задолженности не исполняются. Юридические службы организаций хлебопродуктов в прошлом году направили претензий и исков на взыскание долгов на 66,6 млрд. Br. Но взыскать удалось лишь треть этой суммы. В результате у производителей комбикормов нет денег, чтобы заплатить аграриям (правда, другим) за зерно нового урожая. Чтобы разорвать порочный круг, государство предлагает комбинатам льготные кредиты в обмен на акции. Лучше бы оно приструнило недисциплинированных должников! Тогда у предприятий не было бы нужды в льготах — хватало бы собственных оборотных средств. В крайнем случае брали бы кредиты под обычные проценты, включали их в цену продукции и возвращали в срок, а средства бюджета пошли бы на пенсии, школы, больницы. Причем на самом деле льготы-то не для нас. Фактически ее получат те сельхозпредприятия, которым мы исправно перечисляем деньги за сырье, и те, которые не платят нам за продукцию. Так и перечислите им из бюджета эти средства! Почему же за очередную дотацию селу должны расплачиваться своей собственностью акционеры? - Но ведь речь не идет об изъятии акций… — Разумеется. Но нам предлагают провести дополнительную эмиссию акций на сумму возмещения из бюджета части процентов по кредитам. В результате доля государства увеличивается, а остальных акционеров — юридических и физических лиц — уменьшается. Они станут миноритариями, чье мнение уже не будет иметь значения в вопросах управления АО. Кстати, проведение внеочередных собраний обойдется АО в немалые деньги — за счет тех же акционеров. В итоге финансовое положение АО лучше не станет. Ну раз увеличится доля государства, другой… Что потом? Больше 100% не будет. Придется оказывать господдержку уже безвозмездно. Или продавать кому-то акции тех же самых предприятий, благо, Декретом № 7 такой механизм предусмотрен. Вот только кто рискнет купить акции, если в любой момент государство может изменить в любом АО соотношение долей в свою пользу. Но фондовый рынок, о развитии которого столько говорится в последнее время, немыслим без обеспечения прав инвесторов, права частной собственности, гарантированных законом. А риск утратить контроль над своей собственностью или ее обесценивание отпугнут любого инвестора — отечественного или зарубежного. Леонид ФРИДКИН, «Экономическая Газета» Полезные ссылки:
|
Новости
|