![]() |
|
![]() |
Реклама
![]() |
![]() |
Автомобильная революция, захлестнувшая страну, отражает рост среднего класса в крупных городахЧт, 15 Май 2008
Дворники перестали работать уже давно. Багажник не открывается. “Чтобы закрыть окно, – объясняет водитель, – приходится вытягивать стекло наверх пальцами”. Сегодня утром Чиванов, милиционер из Санкт-Петербурга, купил новый, 2007 года, “Опель Астра”. И присоединился к миллионам россиян, которые благодаря возрождению экономики страны стали избавляться от российских “Лад”, “Жигулей” и “Москвичей”, меняя их на “Камри”, “Фокусы” и “Пассаты”. Автомобильная революция, захлестнувшая страну, отражает рост среднего класса в крупных городах. Кроме того, она показывает, что зарубежные автопроизводители осознали: страна, которая десять лет назад бедствовала, теперь стала одной из самых привлекательных частей мирового автомобильного рынка. Благодаря этой тенденции второй по величине российский город – Санкт-Петербург – превращается в “северный Детройт”, говорит директор компании General Motors Рик Вагонер. Toyota ежегодно собирает на петербургском заводе 20 тыс. автомобилей “Камри”, а к следующему году планирует выпускать по 50 тыс. машин. Буквально через улицу от огромного завода Toyota уже строит свое предприятие GM: здесь она планирует выпускать по 25 тыс. джипов “Шевроле Каптива” ежегодно. Компания Ford собирает “Фокусы” на заводе в пригороде Санкт-Петербурга. Nissan, Suzuki и Hyundai также планируют открыть здесь свои предприятия. Еще одним центром сборки иномарок становится Калуга – город с населением 350 тыс. человек, оказавшийся в орбите московского экономического бума. Недавно фирма Volkswagen начала собирать там на своем новом предприятии автомобили “Пассат” и “Шкода Октавия”. В Калуге намеревается открыть завод Peugeot Citroen, а в следующем году там должен появиться завод Volvo. “Это настоящая гонка, и идет она в России, – говорит Зигфрид Вольф, директор канадской компании Magna International, одного из крупнейших в мире производителей автозапчастей. – Российский рынок стремительно растет, быстрее, чем мы ожидали”. В советские времена машина была роскошью. Автомобили имела лишь элиты Компартии и самые везучие из обычных россиян. Советские граждане, скопившие достаточно денег на “Ладу” или угловатый “Москвич”, затем должны были отстоять очередь, которая могла затянуться на 10 лет. В те времена улицы Москвы были практически пусты – по ним в основном ездили грузовики и автобусы. Сегодня на протяжении всего рабочего дня образуются пробки, и поездка, которая должна была бы занять 15 минут, растягивается на час и более. Нередко видно, как “БМВ” или “Шевроле Блейзер” пытается объехать затор по тротуару, гудя и распугивая пешеходов. Быть может, улицы Москвы уже заполнены, но вот российский авторынок – пока нет. До сих пор на тысячу человек приходится 124 единицы автотранспорта. Для сравнения, в США, по данным ООН, на тысячу жителей приходится 765 машин. В результате зарубежные компании устремились в Россию, чтобы наладить производство – оно располагается в таких районах, как Шушары – суровый промышленный квартал на южной окраине Санкт-Петербурга. Завод GM станет последним в череде здешних предприятий – он строится совсем недалеко от завода по сборке “Камри”. “Резкий рост этого рынка просто невероятен, – говорит Ичиро Чиба, директор петербургского завода Toyota. – Нельзя отрицать, что рынок будет расти и дальше, а движущей силой станет средний класс общества”. Потенциал очень велик, и главная задача, по словам руководителей автомобильных компаний, состоит в том, чтобы производить машины достаточно быстро для удовлетворения спроса. “Взгляните на мировых автопроизводителей, которые стремятся в Россию – кто быстрее… сделает верные стратегические шаги, чтобы наладить производство и создать мощную дилерскую сеть”, – объясняет Карл-Петер Фостер, глава европейского отделения GM. У российских производителей проблемы гораздо сложнее. Местная автомобильная промышленность пытается выжить, а для этого, вероятно, понадобится объединяться с иностранцами. “АвтоВАЗ”, который выпускает вездесущие “Лады”, недавно продал 25% своих акций французской фирме Renault за 1 млрд долларов. Если российские автопроизводители однажды вновь встанут на ноги, им придется бороться за таких клиентов, как 35-летний Чиванов. В тот день, когда мужчина купил “Опель”, в магазин его подвозил друг – у “Лады” поломалось сцепление. “Догонят ли когда-нибудь российские производители иностранных? – размышляет вслух Чиванов. – Явно нескоро”.
|
![]() |
Новости
![]() |
![]() |