|
Реклама
|
Рецепт финансового оздоровления от БелАППЧт, 15 Май 2008 Республиканская ассоциация предприятий промышленности (БелАПП) представила в рабочую группу при Совмине предложения о снижении налоговой нагрузки на реальный сектор экономики страны в 2009 г. Позицию промышленников в этом вопросе прокомментировала заместитель гендиректора ассоциации Светлана СЕМЕНЮК. — Серьезный недостаток этого сбора в том, что он взимается без учета результатов хозяйственной деятельности предприятий, а методика его исчисления приводит к эффекту многократного налогообложения на всех стадиях оборота товаров и услуг. В результате они дорожают, снижается конкурентоспособность и ухудшается финансовое состояние отечественных производителей. Сейчас более половины из них не имеют собственных оборотных средств или имеют ниже норматива. В то же время многие предприятия, кроме налогов, финансово поддерживают сельскохозяйственные комплексы, переданные им на баланс. Это ограничивает возможности развития, внедрения инноваций. По этой причине БелАПП предложила правительству поэтапно отменить сбор: с 2009 г. снизить его ставку до 1%, а также зачислять в счет уплаты сбора финансовые средства, направляемые предприятиями на поддержку сельскохозяйственных комплексов, находящихся в их составе. — БелАПП за снижение налога на недвижимость и исключение из объекта обложения активной части основных производственных фондов. Однако законодательство даже не определяет такое понятие… — Да, действительно. Сейчас основные средства определяются как участвующие и не участвующие в предпринимательской деятельности. Поэтому мы инициировали введение данного понятия в законодательство. Но есть еще одна сложность. Указом от 6.03.2008 № 145 установлено, что исчисление налога на недвижимость производится один раз в год на 1-е число отчетного года. При этом не уточняется: налогооблагаемая база — это остаточная стоимость до или после переоценки. Декларация сдается до 20 января, а индексы изменения стоимости основных средств появляются обычно не ранее 10-15 января. Сделать переоценку без ошибок в такие короткие сроки проблематично. Также придется уточнять налогооблагаемую сумму с учетом переоценки, амортизации, поступления и выбытия активов. Полагаем, что было бы правильно исчислять налог от остаточной стоимости, сложившейся на 1 января по балансу года, предшествующего отчетному, до переоценки с предоставлением налоговой декларации до 20 января отчетного года. До 20 января года, следующего за отчетным, целесообразно представлять уточненный расчет по налогу на недвижимость за отчетный год или осуществлять уточненные расчеты ежеквартально с учетом переоценки, начисленной амортизации, ввода и выбытия основных средств. — Сегодня многие промышленники жалуются на то, что в стоимость продукции приходится закладывать и расходы, не связанные с производством. А они, в свою очередь, повышают цену продукции… — Да, мы внесли предложения по этой проблеме. Полагаем, что исходя из экономического содержания расходов следует исключить из состава затрат расходы, не имеющие отношения к производству и реализации продукции (работ и услуг), которые искажают структуру себестоимости, финансовые результаты и вызывают недоумение у потенциальных инвесторов. Речь, в частности, идет о расходах по содержанию спортивных клубов и на реализацию мероприятий Государственной программы развития села. Кроме того, необходимо снизить налоговую нагрузку на предприятия, на чьем балансе находятся объекты социальной сферы. Налогооблагаемая прибыль должна уменьшаться на сумму фактических затрат по содержанию этих объектов. Ведь эти затраты сегодня практически увеличивают финансовую нагрузку на предприятия в ущерб производственному развитию. Мы также считаем, что необходимо сократить перечень нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении, поскольку в рыночных условиях собственник и так руководствуется принципами экономической целесообразности. Следовательно, руководители предприятий должны быть свободны в приобретении и реализации активов, работ, услуг, определении размеров расходов на рекламу, маркетинг, аудит, подготовку кадров и прочее. — Отдельный блок предложений БелАПП посвящен НДС. В последние годы именно этот налог претерпел многочисленные изменения и уточнения на уровне законодательства. Что на данном этапе не устраивает предприятия? — Необходимо исключить обязательный порядок уплаты авансовых платежей НДС. Это позволит предприятиям в течение месяца по своему усмотрению распоряжаться своими же деньгами. Отмечу, текущие расходы по оплате сырья, материалов, комплектующих, погашению кредитов требуют порой осуществления расчетов в строго определенные сроки. При отмене авансовых платежей бюджет не пострадает: ведь НДС все равно в установленные сроки будет уплачен. Кроме того, при осуществлении техперевооружения или модернизации производства и закупке дорогостоящего оборудования возврат из бюджета уплаченного при ввозе НДС должен осуществляться в полном объеме, а не в пределах НДС, начисленного от реализации. Теперь же возврат растягивается на долгие месяцы, что приводит к «вымыванию» оборотных средств, крайне необходимых предприятиям. Мы также за отмену документальных проверок при зачете (возврате) НДС в случае его превышения 3 тыс. базовых величин. Предлагаем осуществлять зачет (возврат) НДС в течение 5 рабочих дней после предоставления плательщиком налоговой декларации. Сегодня, по оценкам специалистов предприятий, проходит до 4 месяцев от даты экспорта в РФ до даты зачета (возврата) НДС белорусскому поставщику. Есть случаи отвлечения отечественными экспортерами денежных средств в миллиарды рублей на уплату НДС из-за несвоевременной оплаты российскими покупателями. Последующий же возврат этих денег налоговыми органами республики осуществляется еще через 1,5-2 месяца после поступления платежей от нерезидентов. Необходимо устранить проблему двойного налогообложения в рамках уплаты НДС при экспорте работ и услуг в РФ. Сейчас НДС уплачивают как при экспорте работ и услуг в составе цены, так и при их получении нерезидентами. Это приводит к неконкурентоспособности работ и услуг по цене. — БелАПП предлагает отменить уплату в бюджет отчислений части прибыли для некоторых категорий предприятий, а также установить более низкий порог изъятия прибыли. Чем объясняется такая необходимость? — Сегодня согласно Указу от 28.12.2005 № 637 государственные унитарные предприятия и хозобщества в зависимости от рентабельности отчисляют часть прибыли государству. Эти отчисления формально не являются налогом, а обеспечивают государству как собственнику своего рода гарантированные дивиденды. Но предприятия полагают, что каждый собственник должен быть заинтересован в развитии своего бизнеса. Поэтому часть заработанной прибыли должна оставаться на предприятии для его развития. С целью финансового оздоровления и пополнения оборотных средств мы предлагаем освободить от уплаты в бюджет отчислений части прибыли госпредприятий и хозобществ при наличии положительной динамики в их работе. Это должно касаться субъектов хозяйствования с рентабельностью ниже 5%, не имеющих собственных оборотных средств, а также тех, у кого они ниже норматива. Кроме того, учитывая, что оптимальным уровнем нагрузки на прибыль в мире считается изъятие не более 30% дохода предприятия, полагаем необходимым строить налоговую и иную политику, направленную на оптимизацию данного уровня нагрузки, по отраслям, видам деятельности и регионам. В 2007 г. у промышленных предприятий через налоги, сборы и платежи из прибыли изъято 34,5% прибыли, в т.ч. от 29,1% у предприятий химической и нефтехимической и до 50,8% у предприятий легкой промышленности. Беседовал Александр ГЕРАСИМЕНКО, «Экономическая Газета» Полезные ссылки:
|
Новости
|