|
Реклама
|
Отношения власти и бизнесаВс, 11 Май 2008 Бизнес ждет. Отношения власти и бизнеса, роль и положение бизнес-ассоциаций в нашей стране обсудили участники 18 съезда предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского (БСПН), который состоялся на прошлой неделе. БСПН — одно из немногих бизнес-объединений нашей страны, не стесняющееся признаться в том, что переживает кризис. Особенно остро эта тема звучала на прошлогоднем съезде союза. Тогда был жестко поставлен вопрос: или мы что-то меняем, или плавно идем к ликвидации. Наиболее активные члены БСПН тогда не согласились со вторым вариантом и взяли инициативу в свои руки. Старейшие члены этого предпринимательского объединения вспомнили все то хорошее, что дал им союз: это и отстаивание интересов их компании, и встречи с руководителями министерств и ведомств, где можно поднять проблемные вопросы и попробовать решить их, пользуясь случаем, и лоббирование интересов всего бизнеса перед государственными органами. Инициатива проявилась в создании в рамках БСПН тематических функциональных советов. Их возглавили директора предприятий, состоящих в объединении. Советы эти аккумулировали наиболее важные вопросы и проблемы своих членов и пытались их решать. Через взаимодействие с госорганами в том числе. К примеру, совет по экспорту возглавляет генеральный директор ЗАО «Милавица» Дмитрий Дичковский, по вопросам кредитования и инвестиций — председатель правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктор Бабарико, по кооперации — глава обувного ОАО «Луч» Николай Стриж. Нынешний съезд показал, что усилия не были напрасны. Представители БСПН присутствуют почти во всех межведомственных советах и рабочих группах, созданных на уровне правительства. Правительство запрашивает предложения экспертов союза при принятии многих государственных решений, прозвучало в докладе председателя правления БСПН Георгия Бадея. Однако прозвучало и другое — за этот год союз покинуло 20 предприятий, а прибыло только 10 новых членов. Руководство объединения, да и его члены видят в этом как внешние, так и внутренние причины. «Слишком увлеклись вопросами улучшения бизнес-климата и, соответственно, работой с госорганами. Забыли, что надо работать со своими коллегами-предпринимателями и активнее привлекать их к деятельности бизнес-ассоциации», — призналось с трибуны съезда. Вспомнили и о причинах внешних и объективных: доверие бизнеса к предпринимательским объединениям напрямую зависит от того, насколько государство прислушивается к мнению этих ассоциаций. «Да, отношение к предпринимательству меняется, но это еще далеко от того, что хотелось бы иметь», — оценил ситуацию Н.Стриж. Тот факт, что в этом году впервые правительство заговорило о важности вклада частного сектора в развитие экономики, отмечали многие участники съезда. Да и небольшой дрейф в его сторону тоже заметили: даны льготы бизнесу в малых городах, обещана приватизация и т. д. Кстати, парламент намерен вернуться к рассмотрению проекта закона «О поддержке малого и среднего бизнеса» и принять во внимание проект, предложенный БСПН. Об этом сообщил, выступая на съезде, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Анатолий Павлович. Напомним, что этот документ не был принят, поскольку в проекте, предложенном правительством, не было элементов «поддержки», а проект, предложенный самим бизнесом, не устраивал правительство. В то же время большинство представителей бизнеса склоняется к тому, что пока намерения государства больше декларативные. «Предпринимательство в нашей стране не стало фактором экономического развития», — признала эксперт Совета по развитию предпринимательства Татьяна Быкова. Она назвала 3 группы факторов такого положения вещей: жесткая регламентация всех сфер деятельности, не оставляющая простора инициативе; неравенство форм собственности; отсутствие четкой политики государства в отношении частного бизнеса. Что касается жесткой регламентации, то доказательство тому — кампания по сокращению административных процедур. Насчитали их больше тысячи, а сократить не смогли. За примерами неравенства тоже далеко ходить не надо: у предпринимателя нет ведомственной подчиненности, а значит, и доступа к фондам, из которых можно было бы получить дефицитные сырье и материалы. Эксперт привела пример неравенства частных и государственных компаний при распределении средств инновационного фонда, которые аккумулируются там силами и тех, и других. Если государственные могут получить оттуда средства бесплатно, то частные — только кредит под ставку рефинансирования. Заявления государства о необходимости поставить предпринимательство на службу развития национальной экономики, звучащие на фоне появления дополнительных налогов, по мнению эксперта, можно расценивать как отсутствие четкой позиции в отношении частного бизнеса. Мощной силой экономического развития, как это имеет место в других странах, белорусский частный сектор сможет стать только при создании условий. Как минимум, не худших, чем у государственного. Едва ли стоит рассчитывать, что сделать это можно одним росчерком пера. Истоки «нелюбви» государства к бизнесу в том, что в нашей стране оно является не регулятором хозяйственных отношений, а их непосредственным участником. Думается, что на истинное партнерство можно будет рассчитывать только тогда, когда государство перестанет быть субъектом хозяйствования и дух соперничества с более разворотливым частником не будет омрачать их отношения. По высказываниям участников съезда чувствовалось, что предпринимателям хочется верить в намерения государства сделать бизнес «движущей силой» экономики. Это в свою очередь положительно отразилось бы и на авторитете бизнес-ассоциаций. Валентина ВЕШТОРТ, «Экономическая Газета» Полезные ссылки:
|
Новости
|