|
Реклама
|
Усилить позиции в Беларуси голландская компания может за счет покупки СП «Речицапиво»Ср, 30 Апр 2008 Отечественное пиво поглощают. Вслед за покупкой СЗАО «ПК «Сябар» глава компании Heineken Жан-Франсуа ван Боксмеер в ходе встречи с Александром Лукашенко высказал заинтересованность в приобретении контрольных пакетов акций других пивоваренных заводов. В случае осуществления сделок, а также реализации планов по модернизации бобруйского предприятия и при самостоятельном выращивании ячменя доля нового игрока на отечественном рынке уже в ближайшее время достигнет 30%. Усилить позиции в Беларуси голландская компания может за счет покупки СП «Речицапиво». Также ведутся переговоры с ОАО «Лидское пиво», другими заводами. В случае приобретения лидского и речицкого актива Heineken по объемам продаж приблизится к бессменному лидеру — ОАО «Криница». По итогам 2007 г. в Беларуси было произведено 35 508,2 тыс. дал пива. СЗАО «Сябар» выпустил 5558 тыс. дал напитка, ОАО «Лидское пиво» — 4296 тыс. дал, СП «Речицапиво» — 2866 тыс. дал. В этом году ситуация не изменилась. В январе-феврале 2008 г. в объеме производства пива в Беларуси доля ОАО «Криница» составила 37,4%, СЗАО «ПК «Сябар» — 17,9%, ОАО «Пивзавод Оливария» — 15,4%, ОАО «Лидское пиво» — 13,4%, СП «Речицапиво» — 7,3%, ОАО «Брестское пиво» — 7,1%, остальные производители — 1,5%. Т.е. в случае успешного осуществления сделок совокупно компания сможет получить 1/3 всего рынка. По мнению специалистов, Heineken на этом не остановится. В этом убеждают инвестиции в модернизацию и расширение производственных мощностей СЗАО «ПК «Сябар», которые планируется увеличить с 13 млн. до 20 млн. дал в год. Также росту продаж может способствовать активная маркетинговая политика по продвижению популярных в мире брэндов (в данный момент рассматривается возможность по выпуску в Бобруйске марки «Доктор Дизель») и самостоятельное выращивание пивоваренного ячменя — уже в этом году урожай должен составить 20 тыс. т. Напомним, в течение всего прошлого года поступали жалобы ряда производителей на качество отечественного солода, от которого зависят вкусовые характеристики пива. Приход мощного и агрессивного игрока — благо для потребителя, а вот позиции местных производителей могут пошатнуться. Правда, государство обещает не бросить их на произвол судьбы. На прошедшей встрече Александр Лукашенко заявил: «не хотелось бы, чтобы такая мощная компания, как Heineken подмяла под себя белорусские компании». Поэтому «мы будем исходить из государственных интересов, учитывая в т.ч. и интересы белорусских компаний. Хотелось бы, чтобы вы согласовали с ними свои позиции и договорились», — сказал Президент. Опасения главы государства не беспочвенны. Даже до прихода нидерландских инвесторов отечественные пивовары теряли местный рынок. Доля импортного пива в 2007 г. достигла 22,2% (около 10 млн. дал). В стоимостном выражении «заморский» ячменный напиток потянул на 61,3 млн. USD, что на 70,5% больше, чем в 2006 г. В текущем году эксперты прогнозируют возможный рост продаж импортной продукции до 31-32% по Беларуси и до 37% в столице. Этому, в частности, способствует снижение цен на иностранное пиво: в 2007 г. в среднем на 5-8%. При росте стоимости оплаты за энергоресурсы и почти 100-процентном увеличении цен на солод такому ходу конкурентов белорусы аналогично ответить не могут. Тем не менее определенные меры по продвижению отечественной продукции будут предприняты. Как рассказал замминистра торговли Вячеслав Драгун, «рычагов достаточно много, и мы будем использовать их для того, чтобы покупатель делал выбор, а не руководитель торговой организации определял ассортимент, который ему выгоден», — приводит слова замминистра БЕЛТА. Кроме того, по словам зампредседателя концерна «Белгоспищепром» Николая Коломыса, для импортеров могут ввести экологический налог (около 300 Br за бутылку) или предложить им организовать пункты по сбору тары. К защитным мерам, которые уже приняли, отнесем подписанный в конце февраля Декрет Президента № 3, которым значительно смягчены требования к рекламе пива. Нормы Декрета позволяют использовать образы людей или животных в зарегистрированных торговых марках. Также, за редким исключением, разрешена реклама пива в виде изображения самого брэнда. По мнению специалистов, государство и в дальнейшем продолжит оказывать поддержку предприятиям отрасли. Иного ожидать не приходится после того, как летом 2007 г. было принято решение развивать производство пива в стране без привлечения иностранного капитала, на что требуется около 125 млн. USD. В частности, для модернизации и пополнения оборотных средств ОАО «Криница» получит бюджетную ссуду в размере 62,4 млрд. Br. Само по себе вложение средств не является гарантией успеха. Несмотря на инвестированные в течение последних 5 лет 150 млрд. Br, в 2007 г. предприятие произвело 14,5 млн. дал пива, что на 8,1% меньше уровня 2006 г. В планах руководства — исправить положение, поэтому к 2009 г. производственные мощности вырастут до 24 млн. дал в год, а в 2011 г. будут доведены до 30 млн. дал. Также бюджетный заем в размере 23,4 млрд. Br получит ОАО «Брестское пиво». Программа развития этого ОАО предполагает увеличение к концу первого полугодия 2009 г. мощностей с 3,5 млн. до 4,3 млн. дал в год. Поэтому вполне объяснимо желание государства защитить предприятия с высокой долей госсобственности, куда вложены значительные средства. Даже учитывая общий объем потребления пива в стране в размере 45 млн. дал (в сравнении с 2006-м рост составил 15,6%), и при дальнейшем прогнозе на сохранение положительной тенденции та же «Криница» не может уверенно смотреть в будущее. Из чего игроки рынка делают вывод, что «согласовывать» и «договариваться» импортерам и компании Heineken с местными пивоваренными заводами все-таки придется. Антон БОЙКО, «Экономическая Газета» Полезные ссылки: P. S. За последние два года мировые цены на пивоваренный ячмень выросли вдвое. Виной тому Бразилия и Китай, употребляющие все больше слабоалкогольных напитков. В то же время расширить посевные площади под сырье не представляется возможным из-за активного развития биотоплива. Дефицит ячменя ожидаемо привел к увеличению стоимости пива на уровне 30-40%. Специалисты предполагают сохранение данной тенденции в ближайшем будущем.
|
Новости
|