|
Реклама
|
Население Беларуси тратит на кафе-столовые-рестораны в месяц 82 млн. USDСр, 30 Апр 2008 Общепит: не понят государством. Население Беларуси тратит на кафе-столовые-рестораны в месяц 82 млн. USD. Это 27,3 цента в день (около 600 Br) на человека. Столько стоит одна булочка. В будни взрослые граждане перекусывают за рабочим столом, в поле, в заводских «комнатах отдыха». В выходные в рестораны также не захаживают. Молодежь, в лучшем случае, выезжает на шашлыки, но чаще «культурно отдыхает» с пивом и водкой во дворе, на лестничной клетке, а то и прямо в общественном транспорте. Правда, в крупных городах картина уже начинает меняться: в кафе приходят посидеть, пообщаться. Национальную программу развития сети кофеен предложили создать на прошлой неделе участники бизнес-форума «Retail & HoReСKa», который был организован Центром инновационного менеджмента ГУО РИВШ и Гильдией маркетологов в рамках работы двух международных выставок «Магазин и ресторан» и «Бистро. Пиво, вина, напитки». Беларусь здесь не первопроходец. Например, в Норвегии уже благополучно реализована национальная программа развития сети кофеен. Правда, появилась она тогда, когда «жареный петух клюнул»: размах алкоголизма среди юношей и девушек достиг катастрофических размеров. Сейчас Норвегия первая в мире страна по потреблению кофе. Согласитесь, хорошее лидерство. Теперь по ее пути идет и Великобритания. Правительство Туманного Альбиона хочет вытянуть молодежь из пабов и усадить за чашку кофе. Пора и нам начинать отваживать подростков от водочной, да уже и пивной бутылок. Создание льготных условий для работы кофеен и шоколадниц (в стране есть собственный переработчик какао-бобов — фабрика «Коммунарка») помогло бы Беларуси оздоровить нацию. Госпрограмма кофеен была бы не менее полезной обществу, чем лоббируемые ныне производственно-экспортные программы. А зарабатывать на кофейнях в РБ уже вполне можно — закупки населением кофе в последние годы резко возросли. Пока же кофейни, по информации главы ЗАО «Краслинг» и владельца кафе «UРТЕКА» Романа Бодрова, составляют 1% объектов общепита. Наиболее популярными остаются т.н. европейская кухня (75%), пиццерия (10%), стейк-хаусы (шашлыки — 6%), а также пивные рестораны и суши-бары (по 3%). И если число последних растет, то пивных ресторанов даже в столице не густо, хотя, по мнению эксперта, белорусский бизнес недальновидно отказывается от освоения столь благодатной ниши пивных ресторанов. Даже не растет известная сеть «Раковский бровар». Слабо рестораторами востребованы и национальные традиции питания. Объекты белорусской кухни (наравне с итальянской) составляют по 1% объектов общепита. По мнению экспертов, отсутствие предприятий питания, предлагающих драники и другие национальные блюда, тормозит появление привлекательных для иностранцев туристических маршрутов. В частности, в столице в числе национальных точек общепита, рекомендуемых туроператорами иностранцам, лишь одно-два предприятия (в т.ч. кафе «У Франциска»). Так что тех, кто захочет вложить деньги в объект питания с национальной кухней, ожидают большие выгоды, считает Р.Бодров. Перспективным бизнесом остается и пиццерия — в стране много почитателей недорогого и вкусного итальянского блюда. Если столичный общепит еще с натяжкой можно определить как «на взлете», в целом отрасль находится в глубокой депрессии. По мнению руководителя аналитического центра «Стратегия» Леонида Заико, общепит не успевает за ростом доходов населения, не диверсифицирован, не понят правительством, не оценен народом. Леонид Федорович предложил учиться предпринимателям у немцев. Однажды на улице в Берлине, у Бранденбургских ворот, он ночью ел чечевичную похлебку. «А нашим рестораторам слабо кормить на улице драниками молодых тусовщиков, исповедующих истину: темнота — друг молодежи?» Для создания национальной стратегии развития эффективной сети общественного питания Л.Заико предлагает запустить национальную программу «Инфраструктура сервиса». Зная точки будущей инфраструктуры региона, предприниматель, желающий, к примеру, открыть ресторанный бизнес, мог бы примерить свои возможности к предлагаемой «карте будущей сети общепита». Может быть, тогда капиталы потекли бы в организованное питание более охотно? К примеру, в 2007 г. в Китае благодаря созданию привлекательных условий для инвестиций и высокому росту жизненного уровня граждан наибольшее число инвестиций пришлось на общепит — 42,9%. Второй по притягательности оказалась розничная торговля — 31,5%. Если одни эксперты считают помощь государства необходимой, другие находят его внимание излишним. Например, вице-председатель Минского столичного Союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов уверен, что общепит и, в частности, зарождающийся придорожный сервис не могут подняться с колен, потому что они излишне зарегулированы. Из-за вмешательства государства в ценообразование, высокой арендной платы, опережающего роста зарплаты персонала (по сравнению с ростом выручки) белорусский общепит дышит на ладан, считает В.Маргелов. Рентабельность большинства объектов составляет от 2 до 3%. Мешают работе контролеры. В ноябре прошлого года на 2 предприятиях общепита этого предпринимателя побывало 16 проверок! Прогноз бизнесмена еще более пессимистичен. С апреля в 1,5 уменьшается понижающий коэффициент арендной платы. Да и с кредитами на развитие проблемы. Для общепита они неподъемны. Куда ни кинь, эта сфера — нелюбимое дитя государства. Вот и требуют рестораторы: больше рынка! Они считают, что если государство оставит в покое ценники на предлагаемые клиентам блюда, то рынок сам решит: кто выживет, а кто из-за своей жадности рухнет. «Экономическая Газета» Полезные ссылки:
|
Новости
|