|
Реклама
|
Растет строительство жилья за счет внебюджетных источниковЧт, 3 Апр 2008 Строим с господдержкой. В последнее время растет строительство жилья за счет внебюджетных источников. Причем начиная с 2000 г. правительство доводит организациям независимо от формы собственности задания по вводу в эксплуатацию за счет собственных средств (включая средства долевого участия, займов и инновационных фондов) «квадратных метров» для своих работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, постановлением Совмина и Нацбанка от 27.12.2007 № 1838/18 «О мерах по выполнению заданий на 2008 г. по строительству жилых домов» республиканским органам государственного управления и иным госорганизациям, подчиненным правительству, а также другим организациям (с их согласия) поручено в текущем году ввести в действие 72,39 тыс. м2 общей площади жилья. По конкретным исполнителям задание распределено следующим образом: Минтранса — 33,2 тыс. м2 (в т.ч. Белорусская железная дорога — 32,8 тыс.), Минэнерго — 18,21 тыс., Белнефтехим — 6,91 тыс., Минстройархитектуры — 4,6 тыс., Минсельхозпрод — 2 тыс., Минсвязи и информатизации — 1,8 тыс., Минлесхоз — 1,4 тыс., Минпром — 1 тыс. м2, Белкоопсоюз — 0,3 тыс. и Беллесбумпром — 0,28 тыс. м2. Запланирован ввод в эксплуатацию жилья и отдельными банками: ОАО «АСБ «Беларусбанк» — 2 тыс. м2, «Белинвестбанк» — 0,45 тыс. и «Белагропромбанк» — 0,24 тыс. Направление организациями инвестиций в жилищный сектор экономики стимулируется соответствующими нормативными документами, определяющими как льготы по налогообложению, так и порядок использования средств на эти цели. В соответствии с постановлением Совмина от 24.01.2000 № 82 «О мерах по обеспечению широкого привлечения средств граждан и юридических лиц на финансирование жилищного строительства» выполнение заданий по вводу в эксплуатацию жилья должно обеспечиваться путем использования внебюджетных источников финансирования, в частности, при строительстве жилых домов: за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. для продажи; на долевых началах за счет средств граждан и организаций, выплачиваемых единовременно или поэтапно с окончательным расчетом после сдачи дома в эксплуатацию. При этом облисполкомам и Мингорисполкому предписывалось обеспечивать приоритетное выделение площадок для размещения жилых домов, строительство которых финансируется за счет внебюджетных источников. Постановлением Совмина от 30.03.2000 № 428 «О дополнительном привлечении средств организаций для финансирования жилищного строительства» рекомендовано руководителям организаций всех форм собственности обеспечивать выделение состоящим в штате работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Эти займы могут выдаваться за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Займы работникам предоставляются в порядке очередности, определяемой исходя из времени принятия их на квартирный учет, а также при условии вложения ими собственных средств в строительство или покупку жилья. В отдельных случаях займы могут выдаваться по решению трудового коллектива организации в порядке, определенном в коллективном договоре, а при отсутствии договора — в порядке, установленном совместным решением администрации и профсоюзного комитета, независимо от времени нахождения ее работника на квартирном учете, а также в качестве поощрения при выполнении конкретных условий — активное участие в модернизации производства, освоение новой техники и т. п. Организации, предоставившие своим работникам займы на указанные цели, а также работники, получившие такие займы, вправе использовать налоговые льготы в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством. Согласно п. 40 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утв. Указом Президента от 29.11.2005 № 565, госорганы и другие госорганизации, имеющие жилые помещения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставляют своим работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с данным Положением, а также коллективными договорами. Соответствующие рекомендации даны и в Методических материалах Федерации профсоюзов Беларуси по разработке коллективных договоров. Так, предприятие вправе иметь отдельное положение, где закрепляются соответствующие льготы по предоставлению жилья своим работникам. Учет по месту работы граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется в госорганах, других организациях, имеющих во владении, пользовании жилые помещения и (или) осуществляющих жилищное строительство либо принимающих в нем долевое участие (п. 8 указанного Положения). На квартирном учете по месту работы могут находиться работники (с членами своих семей), состоящие в штате соответствующей организации. По желанию работников они могут находиться на таком учете одновременно и по их постоянному месту жительства. По ранее действовавшим Правилам, утв. постановлением Совмина от 22.09.1999 № 1468, все организации независимо от форм собственности обязаны были вести учет своих работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Причем выполнение этой обязанности не связывалось с наличием у организаций жилфонда или осуществлением ими жилищного строительства. Поэтому есть немало организаций, которые на законных основаниях осуществляли ведение квартирного учета по месту работы до вступления в силу Указа № 565, а потом утратили это право. Работники таких организаций, принятые на учет до изменения законодательства, должны иметь возможность реализовать в установленном порядке свое право на улучшение жилищных условий. Необходимо отметить, что наличие у организаций жилых помещений (что по новому порядку дает основание вести квартирный учет) должно рассматриваться в широком плане, т. е. не только когда у организации на балансе находятся жилые дома, но и в случаях, когда организации, не имея на своем балансе домов, имеют право распоряжаться соответствующими жилыми помещениями, заселять их. Например, в соответствии с п. 3 Указа № 565 госорганы, другие госорганизации имеют право повторного заселения высвобождаемых жилых помещений, ранее предоставленных их работникам в домах, переданных этими органами и организациями местным исполнительным и распорядительным органам, независимо от времени передачи помещений. Граждане принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их работы в установленном порядке при наличии законных оснований (пункты 3, 4 и 6 Положения) по совместному решению администрации и профсоюзного комитета, а при его отсутствии — иного представительного органа работников. Организации, имеющие в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилье, в установленном порядке могут предусматривать (по согласованию с собственником или уполномоченным им лицом) в колдоговорах дополнительные основания для признания своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий. Но улучшение жилищных условий этих граждан осуществляется только по месту их работы. Заметим, что решение вопроса о приеме граждан на квартирный учет не связывается с продолжительностью работы в данной организации и продолжительностью проживания в данном населенном пункте. Более того, трудовое законодательство не предусматривает зависимости приема на работу от наличия либо отсутствия прописки (регистрации) в населенном пункте, где находится данная организация. Нормы ст. 182 прежнего КоАП, по которым руководитель организации мог быть оштрафован, в частности, за прием на работу иногородних граждан, не имеющих прописки в данном населенном пункте, признаны Конституционным Судом не соответствующими Конституции страны и не имеющими юридической силы с 14.04.1999 г. При заключении колдоговоров могут быть, в частности, предусмотрены как льготные основания принятия работников на квартирный учет, так и порядок предоставления им жилых помещений (включая внеочередность, первоочередность, установление и перенос очередности и др.). Вопросы, связанные с определением очередности предоставления жилья, могут возникать и при заключении контрактов с работниками. В соответствии с п. 11 Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утв. постановлением Совмина от 25.09.1999 № 1476, стороны могут предусмотреть в контракте дополнительные по сравнению с законодательством социально-бытовые льготы и гарантии для работника. Они могут касаться сроков предоставления жилья или оказания материальной помощи для приобретения его в собственность и т. д. Вместе с тем наличие записи в контракте о предоставлении такой льготы не освобождает администрацию предприятия и профсоюзный комитет от включения соответствующих мер, обеспечивающих реализацию льгот, в коллективный договор. На практике нередко возникают вопросы, связанные с предоставлением жилья работникам организаций негосударственной формы собственности. В связи с этим необходимо отметить, что в соответствии с закондательством жилфонд (построенный или приобретенный за счет полученных такими организациями доходов) является их собственностью. И поскольку эти организации являются юрлицами негосударственной формы собственности, то в соответствии со ст. 7 Жилищного кодекса принадлежащее им жилье относится к частному жилфонду. Если же у государства имеется контрольный пакет акций, например, АО, то это не значит, что государство является собственником жилищного фонда и иного имущества этой организации. Таким образом, полагаем, что жилые помещения, принадлежащие организациям негосударственной формы собственности, могут быть проданы работникам этой организации или предоставлены им на условиях договора найма в порядке, определенном действующим законодательством и колдоговором. Контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности и распределением жилья в госорганах, других организациях осуществляется в соответствии с п. 38 Указа № 565. Виктор СМОЛЯК, «Экономическая Газета» Полезные ссылки:
|
Новости
|