|
Реклама
|
Согласно рейтингу “слабости государств”, Беларусь сильнее РоссииСб, 29 Март 2008 Американский исследовательский центр Brookings Institution опубликовал так называемый “Рейтинг слабости государств развивающегося мира” (Index of State Weakness in the Developing World). Авторы рейтинга, аналитик компании Brookings Institution Сюзан Райс и специалист Центра глобального развития Стюарт Патрик, оценили 141 развивающуюся страну по четырем главным критериям: экономическая ситуация, политическая стабильность, степень безопасности и развитие социальной сферы. Этот рейтинг американское правительство стало регулярно заказывать исследователям после событий 11 сентября 2001 года, приняв за данность тот факт, что наибольшие угрозы безопасности США исходят, как правило, от “слабейших государств” мира. Именно оттуда распространяются терроризм, неконтролируемые поставки вооружения, организованная преступность, инфекционные заболевания, экологические угрозы и внутренние конфликты. Для того, чтобы знать, от кого может исходить угроза и какого рода, власти США и заказывают составление данного рейтинга. По данным последнего рейтинга “слабости”, самой слабой страной в мире признана Сомали. За ней следуют Афганистан, Конго, Ирак, Бурунди, Судан, Центрально-африканская Республика, Зимбабве, Либерия и Кот Д´ Ивуар (Берег Слоновой Кости). Напротив, наиболее устойчивыми из развивающихся стран оказались Словакия, Венгрия, Чили, Литва, Сент-Люсия, Латвия, Польша, Доминиканская Республика, Остров Маврикий и Уругвай (перечислены по возрастанию “слабости”). Россия находится на 65-й строчке рейтинга, оказавшись слабее таких стран, как Иран, Сербия и Турция. Из стран бывшего СССР наихудшая ситуация сложилась в Туркменистане и Узбекистане и Таджикистане, занявших, соответственно, 35-е, 36-е и 42-е места. Россия по показателям слабейших стран постсоветского пространства идет четвертой, находясь на 65-й позиции (между Боливией и Ираном). Сильнее России оказались Кыргызстан (73-я позиция), Азербайджан (80-я), Беларусь (81-я), Молдова (88-я), Казахстан - (89-я), Грузия (90-я), Армения (105-я). Самыми сильными постсоветскими странами оказались не-члены СНГ - Литва, Латвия и Украина (последняя не ратифицировала Устав СНГ и формально участником СНГ не является), которые занимают соответственно 138-е, 136-е и 107-е места. Кроме того, авторы рейтинга разнесли государства по пяти основным категориям: “обанкротившиеся государства” (например, Афганистан, Сомали и Конго), “критически слабые государства” (Ирак, Северная Корея, ряд стран Центральной Африки), “слабые государства” (в эту группу попали Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан, наряду с Пакистаном, Венесуэлой, Камбоджей, Лаосом, Мозамбиком и пр.). В четвертую группу - “государства, требующие внимания” - внесены Россия, Беларусь, Кыргызстан и Азербайджан, вместе с Китаем, Индией, Индонезией, Намибией, Египтом, Колумбией и пр. Пятая группа объединяет достаточно мощные и устойчивые государства - в нее занесены Молдова, Казахстан, Грузия, Армения, Украина, Латвия и Литва. Константин Сонин, профессор Российской экономической школы, считает, что нет ничего удивительного в том, что Россия оказалась слабее многих своих соседей по СНГ в рейтинге, где брались в расчет в основном экономические показатели. “Бывшие республики росли с более низкой точки старта, и потому в последние десять лет демонстрировали более высокие темпы роста. Многие государства СНГ, те же Казахстан или Грузия, гораздо раньше осуществили многие реформы, о которых в России только мечтают”, - отметил Константин Сонин. “Конечно, у России были хорошие результаты в течение последних восьми лет, но относительно ее потенциала, т.е. тех результатов, которые могли бы быть - они не такие уж успешные”, - считает Сонин. Может ли экономическая “слабость” государства сказаться на ее политической устойчивости? “Я бы не согласился с тем, что в России менее устойчивая государственная власть, чем в Грузии или Казахстане, - комментирует Сонин. - Но я бы сказал, что у нас менее устойчивая власть, чем на Украине. Даже несмотря на то, что там много лет бушуют политические штормы, политическая система является незыблемой. А в России минимальный политический кризис может привести к полному развалу нынешней системы. В этом смысле она действительно не очень стабильна”. Относительно Сербии и Турции, которые тоже оказались ниже России в рейтинге (а значит, “сильнее”), Константин Сонин отметил, что эти страны имеют более гибкие и адаптивные политические системы, которые гораздо лучше агрегируют предпочтения населения. “Кроме того, у них есть конкурентный выбор, это большое преимущество в плане стабильности”, - добавил эксперт. RB.ru. Полезные ссылки:
|
Новости
|