|
Реклама
|
Впечатления о велосипедной поездке по городам соседней страныВс, 23 Дек 2007 «Слышишь, как поет земля?» – так звучит строчка из песни «Белорусские дороги», которую исполняет популярная в Белоруссии группа «Н.Р.М.» (эта аббревиатура значит «Независимая Республика Мечта»). Услышать, как поет белорусская земля, довелось автору этого материала в сентябрьском велопоходе. Собственно, чистым велопоходом это путешествие назвать вряд ли можно – осенний сезон и сжатые сроки предопределили использование и железнодорожного транспорта. Двухколесная живность На железной дороге велосипедисту приходится преодолевать определенные препятствия в виде правил провоза своего двухколесного багажа, особенно если он не складной. Поэтому из всех видов поездов предпочтительнее всего электричка. Если вы законопослушный гражданин, разумеется, вы будете платить, как положено. Только это «положено» на Октябрьской железной дороге и на белорусской называется по-разному: у нас это превышение нормы ручной клади, а в Белоруссии плата как за… живность. Пару раз взяв такой билетик на своего железного коня, вы вольно или невольно будете относиться к нему, как к живому существу. В принципе самый удобный велосипедный маршрут из Петербурга в Минск почти детально совпадает с курсом следования аналогичного поезда: Сольцы – Дно – Новосокольники – Невель. Невель – это уже граница. Население там до сих пор смешанное, белорусский акцент начинает слышаться повсюду, более того, Невель исторически всегда и принадлежал к Витебской губернии. Система красивейших озер, остатки старинных имений и парков. Но поезда в Невеле сейчас стоят минуту-полторы. Некогда большая станция находится в полном захирении, даже камера хранения работает там до 7 вечера с большим обеденным перерывом, и у нее есть выходной день. Витебск – ворота в Белоруссию В Витебск мы приехали поздно на поезде. Вокзал оказался в стадии ремонта, и комнат отдыха для транзитных пассажиров в наличии не было. Поэтому остаток ночи был посвящен поиску пристанища. С гостиницами в Белоруссии может быть проблема. Человеку, жившему в СССР, она знакома. Гостиницы более или менее среднего класса в будние дни часто держат бронь для командированных. Командированные могут и не приехать, но бронь все равно остается. (Поэтому упомянутые комнаты отдыха на вокзалах часто оказываются спасением.) Кроме того, хотя и отменена официально разница в стоимости номеров для граждан РБ и РФ, явочным порядком она во многих местах существует. Для россиян – вдвое-втрое дороже. Впрочем, иногда это тоже на пользу: белорусу могут отказать в номере, зато пустят россиянина, потому что он больше заплатит… Но, повторяю, речь идет не о каких-то неподъемных по цене звездных отелях, а об обычных, средней руки: чистое белье, горячий душ, вежливое обслуживание – что еще надо путешественнику? Утром мы вышли в Витебск. Еще накануне сложилось впечатление, что здесь то ли к юбилею готовятся, то ли еще к какому празднику – в городе идет тотальный ремонт. Жилые здания и храмы в лесах, улицы перегорожены. Витебск сейчас хотят сделать эстрадной столицей. Как известно, здесь с большой помпой проходят «Славянские базары» с Киркоровыми и Сердючками. Но мы приехали не за этим. Стариннейший город (Витбеск, Витепеск) основан княгиней Ольгой в X веке. Неоднократно уничтожавшийся и горевший. Город, куда входил Наполеон и стоял ставкой на Успенской горке (сейчас здесь обелиск в память о сражениях войны 1812 года, проходивших в этих краях). Центр губернии, где жили белорусы и поляки, русские и евреи, где основывали целые деревни бежавшие из подмосковных губерний старообрядцы. Где проезжал Пушкин и владел имением неподалеку его друг Павел Нащокин. Где писал картины Марк Шагал и выступал в летнем театре Маяковский. Ратуша и многочисленные церкви (в том числе и та, в которой, по преданию, венчался Александр Невский), костел святой Варвары и губернаторский дворец, что-то восстановлено, что-то восстанавливается. А многое из того, что создавало атмосферу Витебска, безнадежно утрачено. Но остается холмистый ландшафт, Двина, остается город, который благодаря железной дороге неразрывно связан с Петербургом. Недаром наш вокзал, откуда идут поезда в западном направлении, называется Витебским. Дороги, по которым можно ехать Но мы уже едем дальше. Когда выбирали путь, нам сказали: «Ну это такая дорога, деревенская, движение там меньше, чем на основной. Ну асфальт там есть…». Проехав не одну сотню километров, уверенно говорю: эти «деревенские дороги» сравнимы с многими нашими федеральными трассами. Велосипедисту вообще на них легко и приятно. Даже ночью ехать по ним хорошо – нет опасности провалиться в яму или, сворачивая на обочину от обгоняющей машины, обнаружить себя в какой-нибудь канаве, потому что обочины этой вовсе нет. В 1970-е годы белорусы завидовали прибалтам: там вот дороги, а у нас… Тем не менее при Машерове, которого до сих пор любят и помнят, асфальт прокладывался повсеместно, и граница с Россией (которой при СССР, как и сейчас, не было) тем не менее чувствовалась наглядно – тряхнуло автобус, вот и РСФСР. Так и сейчас. Деревня за деревней – с яблоневыми садами, аккуратными огородами. Ночевки в маленьких и больших городах. «Миллионником» здесь является только Минск, но зато едва ли не о каждом райцентре можно рассказать историю века этак с X – XI. И пусть очень часто в них не осталось древностей – так, остатки городища, войны шли веками, а уж катаклизмы XX века… Но вот в Орше молодожены из загса обязательно идут к памятному знаку на Замковой улице, а значит, они понимают, что замок здесь БЫЛ, что у города есть история. А в небольших краеведческих и этнографических музеях сейчас можно заказать свадьбу по настоящему старинному обряду… Мы не смогли объехать всю Белоруссию. За десять дней это невозможно, даже если бы в распоряжении был самолет. Мы побывали в Минске, пили кофе ночью в Троицком предместье, это «новодел», но там хорошо и уютно, в Гродно поднимались на Замковую гору (там замок есть, даже два – Старый и Новый) и к уникальной Коложской церкви XII века. Мы не могли объехать всю Белоруссию, но было место, куда обязательно нужно было попасть хоть на час. Называется оно – Мир. Мир городам твоим Когда едешь на электричке от Минска в сторону Барановичей, проезжаешь станцию Городея. В здании самой этой станции над билетными кассами рукой какого-то местного художника нарисована, может быть, в слегка наивной манере красочная картина, как будто бы мираж: замковые стены и башни. И если проехать отсюда по трассе десятка два километров, перед путешественником предстанет та самая картина над билетными кассами. Замку, построенному в 1506 – 1510 годах, тоже доставалось от войн и перекраивания границ. Жгли его вместе с городом Мир войска атамана Золотаренко в конце XVII века. Штурмовали шведы в Северную войну. Брали приступом царские войска во время подавления восстания Костюшко. В 1812-м, когда под его стенами сражались кавалерия маршала Даву и казаки атамана Платова, был разрушен дворец, уничтожена одна из башен. Да мало ли что еще здесь случалось… Однако замок стоит, худо-бедно в нем идут восстановительные работы, и он действительно очень красив. История сохранила не только описания его прежнего удивительного убранства и внутренней планировки, но и имена его рядовых строителей – простых каменщиков, плотников… А есть еще Новогрудок, Несвиж, есть приднепровские города… Когда-то наши земли называли Гардарикой – страной городов. Сегодня мне хочется называть так Белоруссию. Как и у нас, здесь часто входят в противоречие вкус немедленной наживы с сохранением исторического наследия. Как и у нас, группы энтузиастов бьются за сохранение этого наследия. Но это уже другая тема. Светлана ГАВРИЛИНА
|
Новости
|