|
Реклама
|
КонтрафактСб, 15 Дек 2007 На витрине торгового павильона «Евросети» в центре Минска висит плакат примерно такого содержания: «Новый альбом Земфиры! Только у нас!» Оказывается, не только… Неподалеку, в подземном переходе, развернули «скатерть–самобранку» двое молодых людей и тоже продавали диски Земфиры. Спросил: «А почему же вы, господа, так нагло нарушаете авторские права?» Парни лишь хмыкнули в ответ: мол, у Земфиры денег — греби лопатой. А мне, правдолюбцу, задающему наивные вопросы, посоветовали двигать в монастырь. Разговоры вполне в духе времени… Выход нового альбома известной певицы еще раз доказал: с авторскими правами, а значит, и с контрафактом у нас все еще не разобрались. Сама себе коммерсант Свой последний альбом «Спасибо» Земфира решила продюсировать сама. Почему? Есть разные мнения. Одни утверждают, что известные рекорд–лейблы просто не захотели сотрудничать с певицей: за диск она заломила неподъемную цену — около миллиона долларов. Другие, наоборот, доказывают, что Земфира от услуг звукозаписывающих компаний отказалась сама. Окончательно разочаровалась в «гнилом шоу–бизнесе»… Так или иначе, «Спасибо» вышло как приложение к первому номеру журнала Citizen K, который выпускает небезызвестный издательский дом «КоммерсантЪ». Также эксклюзивные права на распространение диска в странах СНГ получила «Евросеть» (недавно, правда, подобную возможность предоставили и «Мистерии звука», но это уже другая история). Казалось бы, все довольны. «Евросеть» заявляет об успешных продажах, счастливая певица едет в гастрольный тур. Но тут в дело вступают пираты. На прилавках — россыпь контрафактных дисков. И вскоре официальный продукт, который, понятное дело, стоит дороже, оказывается никому не нужным. Немалые деньги оседают в карманах ушлых дельцов! Московская милиция, правда, нелегалов хорошенько потрясла — только толку от этого… Право — налево До нас «Спасибо» Земфиры «долетело» через две недели после официального московского релиза. В белорусской «Евросети» сообщили о начале продаж. Вывесили плакаты, указали цену диска — 15.990 рублей. Но эксклюзив жил недолго. Чем наши пираты хуже российских? Уже через пару дней «пластинку» можно было найти где угодно. — Скажите, «Спасибо» есть? — спрашивал я в каждом магазине, рассчитывая, что хоть где–нибудь да есть порядочные торговцы. Но в ответ слышал: «Да, конечно» или на худой конец: «Распродали. Приходи завтра». А в одной из точек мне и вовсе предложили альтернативу: — Вы хотите официальный? Или два последних альбома вместе? Или «Спасибо» плюс остальные альбомы в mp3? Или… Я выбрал mp3 за 9.000 рублей (лицензионный, напомню, почти на 7.000 дороже). Вполне качественная продукция в красивой упаковке — имеется клип и фотогалерея. К тому же записаны все альбомы и даже акустическая версия одного концерта. Потом в Интернете вычитал: таким образом пираты постарались «улучшить» якобы провальный альбом. Но это — дело вкуса. Нас волнует другое. Почему «Евросеть» так легко уступила «поле боя» и не попыталась сообщить о контрафакте в компетентные органы? Этот вопрос я задал генеральному директору белорусского филиала «Евросети» Алесю Мухину. Известный знаток не согласился: — Почему же, мы пытались. Правообладателем является ИД «КоммерсантЪ». К его представителям и обратились, как только обнаружили на чужих прилавках горы поддельных дисков. Не знаю, что предпринял «КоммерсантЪ», но практически сразу альбом из других белорусских магазинов исчез. А потом появился снова… — А что же дальше? — Не наша задача хватать пиратов за руку. Ведь продажа дисков, по сути, не профиль «Евросети». Гораздо больше нас волнует проблема «серых» мобильников, которые по–прежнему поступают на рынок. Хотя ситуация схожая. Мы всегда выступали за развитие потребительской культуры, за цивилизованную торговлю. И пока не приучим человека идти за продуктом — будь то телефон, диск или электрический чайник — к официальному продавцу, изменить в сфере контрафакта ничего не получится. Что ж, позиция во многом идеалистическая, но согласиться с ней можно. Выстрел в «молоко» И в России, и у нас специалисты, которые занимаются выпуском и продажей лицензионных дисков, сетуют: в борьбе с пиратами недорабатывают силовые структуры. Вот бы провести 10 или 20 жестких рейдов, наказать мошенников рублем, чтобы другим неповадно было! О том, чтобы приблизить стоимость официальной продукции к цене пиратских подделок, тем самым выбив из рук дельцов главный козырь, речи, к сожалению, пока не идет. Говорят, нерентабельно. Поэтому ответственность за процветание контрафакта у нас предпочитают целиком и полностью перекладывать на плечистых ребят из УБЭПа или органов налоговой инспекции. Есть и такое мнение: в Беларуси орудуют пираты, потому что нет организации, которая курировала бы работу всех ведомств, ведущих с ними борьбу. Почему бы ее не «придумать»? — Какую бы масштабную структуру мы ни создали, без помощи правообладателей толку не будет, — убежден начальник центра по коллективному управлению авторскими правами Национального центра интеллектуальной собственности Алексей Бичурин. — Сейчас сложилась довольно странная ситуация. Люди, владеющие авторскими правами, не стремятся их защищать. А мы не можем стрелять в «молоко», т.е. ходить по магазинам и рынкам и искать нарушение! Скажем, если бы та же «Евросеть» обратилась к нам с заявлением, постарались бы помочь исправить ситуацию. Так и во многих других случаях — вместо активной, боевой позиции, увы, созерцательная. Часто сталкиваемся с ситуацией, когда, поймав нарушителя за руку, слышим в ответ: «Ребята, в чем дело? Ведь автор к нам претензий не предъявлял!» Некоторые мошенники сейчас юридически гораздо более подкованны, чем музыканты или дистрибьюторы. Чем активнее будут правообладатели, тем больше шансов у нас покончить с контрафактом. А воевать в одиночку — бесперспективно. Быть или не быть? …В поезд Москва — Брест, который был готов отправиться в путь с Белорусского вокзала, запрыгнул парень в черном пальто. Передвигался как–то неуклюже. Раскрыл двери в моем купе и зычным голосом опытного оратора прокричал: «Новинки музыки и видео!» Стало интересно: где же торгаш держит свои диски, если ни чемодана, ни сумки в руках нет? Все оказалось просто. Он, будто фокусник Копперфильд, распахнул пальто, на подкладке которого скотчем были приклеены диски с копеечными ценниками! Этакое ноу–хау сработало. Люди покупали Земфиру, «Беовульфа», «Диверсанта»… И им было наплевать на то, что нарушаются чьи–то авторские права. «Черный» рынок в черном пальто ехал покорять Минск… Может, и правда, пока рядом Москва с ее продвинутыми пиратами, способными производить подделки, неотличимые от оригинала, нам и смысла нет с ними бороться? Покупать или не покупать контрафакт — личное дело каждого. Но иногда коллективный эгоизм может привести к вполне конкретным последствиям. Говорят, что из–за проблем с подделками певица Земфира уже понесла огромные убытки. Вполне может статься, что горемычный альбом «Спасибо» для самой яркой и самобытной звезды конца 90–х (так ее частенько называют) окажется последним. Кто тогда будет в минусе, если не многочисленные поклонники, которые взяли «пиратку» и тем самым хоть чуть–чуть, но поспособствовали возможному уходу кумира со сцены? Кстати Новость, которая может повлиять на ситуацию с контрафактом. Специалисты Национального центра интеллектуальной собственности — главной организации в стране, призванной защищать авторские права, — наконец–то получат больше полномочий. Теперь при проведении рейдовых проверок сотрудники центра смогут на месте составлять административные протоколы. Раньше такой возможности у них не было. Увидели факт нарушения в какой–нибудь торговой точке — бегом в кабинет, писать письмо в правоохранительные органы. А пока тянулась официальная переписка, нарушитель мог уже запросто распродать свой товар… КОЗЛОВИЧ Николай, “СБ”
|
Новости
|