Новости-Беларусь
 




 

Реклама

Белорусский Правовой Портал. Законы Беларуси

Фирмы Беларуси - Каталог предприятий и организаций Республики Беларусь




 

Реклама

 




Транзитные проекты «Северный поток», «Южный поток» и «Nabucco» - дорогостоящие, но мало что меняющие геополитические игрушки

Вс, 9 Дек 2007

ТрубаЦену на газ для Белоруссию поднимут минимум на четверть

Несмотря на распространяемые из Кремля недостоверные слухи, что Россия и Белоруссия якобы намерены вот-вот чуть ли не объединиться, подписав очередную «филькину грамоту», Минпромэнерго РФ вовсе не считает целесообразным пересматривать по просьбе Белоруссии формулу цены на газ, поставляемый из России. Об этом сообщил заместитель министра Иван Матеров.

Как известно, между Россией и Белоруссией заключен договор, в котором указана формула цены на российский газ для этой республики. “Газпром” и “Белтрансгаз” 31 декабря 2006 года подписали контракт на поставку и транзит газа в 2007-2011 годах. Документом была определена цена российского газа при поставках в 2007 году - 100 долларов за тысячу кубометров газа и формула цены с 1 января 2008 года, соответствующая формуле цены при поставках российского газа в Европу.

Цена на газ для Белоруссии в 2008 году составит примерно 125 долларов за тысячу кубометров, считает Матеров. Итоговую цену “специалисты подготовят со дня на день”, пояснил он.

Матеров опроверг информацию, что цена на газ для Белоруссии может составить более 160 долларов за тысячу кубометров: будет действовать “формула, которая в прошлом году утверждалась”, - заявил он. Однако он подтвердил, что в следующем году цена будет выше, чем в текущем: “Цена, конечно, изменится, потому что сама стоимость газа изменилась”.

По словам российского чиновника, белорусская сторона предлагает изменить формулу расчета цены. “Есть желание и это пересмотреть, но это не очень честно, - заявил Матеров. - Мы долго и упорно договаривались, можно, конечно, каждый раз пересматривать формулу, но это не целесообразно”.

Следует отметить, что на недавней рабочей встрече с Алексеем Миллером первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко подтвердил приоритетность выполнения условий договора между “Газпромом” и “Белтрансгазом” от 31 декабря 2006 года.

Тем не менее, сообщает “Время новостей”, белорусской стороне якобы вообще было предложено покупать газ в 2008 году по 165 долларов за тысячу кубометров. Минск в ответ предложил цену 119,5 долларов, и констатировал, что прошедшие переговоры окончились безрезультатно. В “Газпроме” опровергли эти данные. Никаких предложений со стороны “Газпрома” либо переговоров относительно цены газа для Белоруссии нет и быть не может, - сообщило управление информации концерна.

Позднее незыблемость российско-белорусских газовых договоренностей подчеркнул первый вице-премьер, глава совета директоров “Газпрома” Дмитрий Медведев. “В настоящее время в рамках договора, по которому мы сотрудничаем, цена на газ для Белоруссии является самой низкой по отношению к другим странам СНГ, но на основе договора в перспективе цена выйдет на среднеевропейский уровень в 2011 году”, - сообщил он.

Согласно пятилетнему контракту с 2008 года цена газа будет определяться по формуле, привязанной к стоимости нефтепродуктов на европейских рынках за вычетом транспортных расходов и не взимаемых при экспорте в Белоруссию пошлин. Однако до 2011 года к конечной цене будут применяться скидки: в первый год действия - 33%, во второй - 20% и наконец в 2010 году - 10%.

Базовой для расчета белорусской цены будет стоимость российского газа в Польше. А корректироваться она будет раз в квартал. Таким образом, цена будет меняться в течение года. Так, при цене 260 долларов за тысячу кубометров (как в третьем квартале 2007 года) она бы составила желанные для Белоруссии 118-120 долларов.

Однако из-за случившегося в ноябре резкого роста цен на нефть в первой половине следующего года цены на газ в Польше, по предварительным расчетам, явно перевалят за 300 долларов за тысячу кубометров, а во второй половине ожидаются на уровне 350-360 долларов за тысячу кубометров. Таким образом, не исключено, “Белтрансгазу” придется платить в следующем году от 130 до 165 долл. за каждую тысячу кубометров.

Цену на газ для Украины поднимут на треть

Между тем, Министерство топлива и энергетики Украины озвучило структуру цены на природный газ для Украины на 2008 год, которую согласовали Украина и Россия и по которой заключен контракт между хозяйствующими субъектами. Официальную позицию министерства озвучил пресс-секретарь Минтопэнерго Константин Бородин в ходе круглого стола на тему: “Цена на газ в Украине в 2008 году - элемент политического давления или экономическая необходимость”, который состоялся в Киеве 7 декабря.
По словам Бородина, структура цены в размере 179,5 долларов за тысячу кубометров состоит из стоимости газа (средняя на 2008 год) по контракту ГК “Туркменгаз” и ОАО “Газпромэкспорт” на границе Туркменистана - 140 долларов за тысячу кубометров.

Остальная наценка - это комиссия ОАО “Газпромэкспорт” при продаже газа компании RosUkrEnergo (2%) - 2.8 долларов, а также стоимость транспортировки газа по усредненному маршруту (2360 км) через территорию Узбекистана, Казахстана и России - 36,7 долларов.
При этом Бородин отметил, что переговоры начались еще в июле. Стартовые позиции Украины на переговорах по газу, которые были согласованы с директивами президента Виктора Ющенко, были на 2008 год на уровне 147,5 долларов за тысячу кубов газа, на 2009 год - 160 долларов, на 2010 год - 180 долларов. Однако, ввиду того, что Туркменистан заявил о повышении цен на газ в 2008 году в среднем до 140 долларов, Россия предложила увеличить цену до 179,5 долларов.

Бородин отметил, что ориентировочные цены на газ для стран бывшего СССР на 2008 год составляют для Белоруссии - 165 долларов, Молдовы - 190, Армении - 110 (контракт до 1 января 2009 года), Грузии - 270-280, Литвы, Латвии, Эстонии - около 295, а для европейских соседей: Венгрии - 280-300, Польши - 340-350, Румынии - 350-370.

Напомним, о том, что Украина будет получать импортный газ в 2008 года по цене в 179,5 долларов, стало известно 4 декабря. Об этом сообщила пресс-служба “Газпрома” по итогам состоявшихся в Москве переговоров председателя правления российского газового концерна Алексея Миллера с и.о. министра топлива и энергетики Украины Юрием Бойко.
Стороны также договорились о повышении ставки тарифа на транспортировку газа по территории Украины и тарифа на транспортировку газа по территории России для Украины до 1,7 дол с 1,6 за 1 тысяч кубометров на 100 километров расстояния. В текущем году Украина покупает газ по 130 долларов.

Руководитель украинской редакции ФОРУМа.мск, политолог Владимир Филин полагает, что «в ближайшие три года цена на российский газ возрастет в 2-2.5 раза и достигнем где-то около 300 долларов. Это при том, что в 2006-2007 годах цены уже выросли в 2.5 раза. Продолжат расти и тарифы на транзит российского газа в Европу через Украину, за три года они увеличатся до 3-4 долларов за 1 тысяч кубометров на 100 километров расстояния, эти расценки действуют сейчас в Польше.

Однако рост транзитных тарифов, конечно, не компенсирует потери от роста цен на газ для предприятий и хозяйствующих субъектов Украины. Правда, на население и сферу ЖКХ это не влияет, так как на эти цели идет украинский газ. Не смог 2.5-кратный рост цен на газ остановить экономический рост в Украине и в дальнейшем не сможет, темпы роста украинской экономики выше, чем в России, несмотря на ее нефть и газ, выше они и останутся».

«Переход в расчетах с Россией на среднеевропейские цены на энергоносители, их транзит, а также на аренду базы в Севастополе, - это шаги, которые необходимо сделать, чтобы нашим странам окончательно размежеваться - демократическая Украина идет в Европу и в НАТО, антидемократическая, чекистская Россия семимильными шагами движется в противоположенном направлении - Азию. Это выбор народов, на который как русские, так и украинцы имеют полное право. Но два таких геополитических выбора абсолютно несовместимы между собой. А значит, требуется цивилизовано завершить развод в экономике, чем раньше, тем лучше», - заключил Владимир Филин.

Польско-украинский ответ «Пакту Путина-Шредера»

«Геоэкономические игры со строительством трубопроводов вокруг определенных стран и территорий на постсоветском пространстве идут с начала 90-х годов прошлого века, когда зародилась идея строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан как альтернативы еще советской трубы Баку-Грозный-Новороссийск», - считает политолог Руслан Саидов.

По его мнению, «первая и вторая русско-чеченские войны и конкуренция нефтетранзитных проектов были, безусловно, взаимосвязаны, а фактическое окончание второй войны и пуск победившего проекта - Баку-Тбилиси-Джейхан пришлись примерно на одно и тоже время».

Владимир Филин развивает данную мысль: «После оранжевой революции конкуренция нефте- и газотранзитных проектов перекинулась на пространство между Россией и Германией (вместе с ее экономическими сателлитами - Нидерландами, Австрией, Италией и другими). Причем старт конкуренции дал проект Североевропейского газопровода по дну Балтики, получивший по известной аналогии в Польше, странах Прибалтики и в Украине название «Пакт Путина-Шредера». Своего рода ответом поляков и украинцев стал план достройки нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск».
На днях Украина и Польша договорились о достройке этого нефтепровода до станции Адамова Застава (Польша) для функционирования его в аверсном режиме. Об этом сообщил после представления проекта развития нефтепровода президент Виктор Ющенко 7 декабря в Одессе.
Его слова подтвердил президент Польши Лех Качиньский. Он отметил, что после возвращения в Польшу он будет разговаривать с представителями других ветвей власти по этому вопросу. “Я не думаю, что в вопросе достройки нефтепровода будут какие-то трудности”, - сказал Качиньский. По словам Ющенко, проект будет реализован в 2008-2009 годах компанией “Сарматия”.

Президент Украины отметил, что в начале будущего года планируется наполнить уставный фонд этой компании, в апреле принять технико-экономическое обоснование проекта, а в мае - выйти на рынок внешних заимствований и получить кредит ЕБРР.

Ющенко также отметил, что проект предусматривает модернизацию и достройку нефтетерминала “Южный” в Одесской области. Мощность нефтетериминала “Южный” планируется увеличить с 14 до 25 миллионов тонн нефти в год, и нефть через него будет транспортироваться как из России, так из Азербайджана.
“Я ожидаю увидеть первые результаты работы над проектом во время энергетического саммита в Киеве”, - сказал Качиньский. Магистральный нефтепровод Одесса-Броды построен в 2001 году для транспортировки каспийской нефти. В течение нескольких лет он не использовался. В конце июня 2004 года правительство Украины разрешило использовать трубопровод для транспортировки российской нефти в реверсном режиме.

Напомню, что два месяца назад, 10 октября, после завершения энергетического саммита в присутствии Президента Украины в Вильнюсе было подписано соглашение о присоединении к АТП “Сарматиа” национальной нефтегазовой компании Азербайджана, нефтегазовой корпорации Грузии и нефтегазовой компании Литвы.

Президент Польши, подытоживая результаты саммита, выразил надежду, что проект транспортного коридора каспийской нефти в Европу будет рентабельным, а также будет содействовать энергетическому и экономическому развитию государств - участников этого проекта.

Он также высказал мнение, что этот проект будет иметь большое влияние на Европейский Союз, поскольку две страны - члены ЕС принимают в нем участие. При этом Качинский заметил, что этот проект не направлен ни против одной другой страны.

Однако международные эксперты не преминули отметить, что этот трубопровод может стать важным альтернативным источником нефти для стран, которые крайне зависимы от России, поскольку сделает для них доступными поставки из Азербайджана, где быстрыми темпами возрастает нефтедобыча, и из Казахстана.

Следует отметить, что еще в мае президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подтвердил, что транспортировка значительной части казахстанской нефти и в будущем будет осуществляться по территории России. “Казахстан абсолютно привержен тому, чтобы большая часть нефти, если не вся, проходила именно по территории России. Мы всегда об этом говорим”, - сказал Назарбаев.

Однако уже в октябре представитель президента Казахстана - министр энергетики и природных ресурсов Казахстана Саут Миндаев, который принимал участие в энергетическом саммите, отметил, что Казахстан очень рад иметь возможность принимать участие в соответствующей дискуссии, хотя и не присоединяется к вышеупомянутым договорённостям.

Он напомнил, что Казахстан имеет большой запас нефти и газа, и поэтому очень заинтересован в присутствии на подобных мероприятиях. Миндаев также не исключил, что при наличии определённых условий и возможностей, в будущем Казахстан может присоединиться к сегодняшним инициативам.

А уже 7 ноября посол Польши в Украине Яцик Ключковский на международной конференции “Нефтегазовый комплекс Украины: надежность, стабильность и перспективы” заявил, что к достройке нефтепровода “Одесса-Броды” к польскому городу Гданьску будут привлечены новые участники. По его словам, украино-польская компания “Сарматия”, которая занимается проектом “Одесса-Броды-Гданьск”, будет расширена за счет вхождения в нее компаний из Беларуси, Казахстана и Молдовы.

Венгеро-турецкий ответ «Пакту Путина-Берлускони-Проди»

Между тем, венгерская компания MOL предложила нескольким газотранспортным предприятиям Центральной и Южной Европы объединиться. Еврокомиссия предложение венгерской компании поддержала, а представители “Газпрома”, по некоторым данным, отправились в Будапешт для выяснения обстановки.
Представители компании MOL Natural Gas Transmission (NGT), газотранспортного подразделения MOL, сообщили о намерении создать в Восточной Европе единую газотранспортную систему под рабочим названием New Europe Transmission System (NETS).

Предложение объединиться получили газотранспортные компании Венгрии, Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Румынии, Болгарии и Австрии. В MOL говорят, что будут рады, если у них появятся партнёры и из других стран.

“Глава NGT провёл ряд совещаний с представителями газотранспортных компаний региона. Получив их первые положительные ответы, он просил передать концепцию их владельцам и представителям национальных правительств. MOL в ближайшее время также свяжется с акционерами и владельцами этих компаний”,- рассказал глава совета директоров и гендиректор MOL Жольт Хернади.

Пресс-секретарь австрийской OMV Томас Хумер подтвердил, что в компании знают об этой инициативе и обязательно её рассмотрят. Начало переговоров запланировано на начало следующего года. Если акционеры и регулирующие органы стран Восточной Европы согласятся на предложение венгерской компании, то объединение может занять около двух лет.

Аналитики Thomson Financial говорят, что объединённая газотранспортная компания будет обслуживать 68,5 миллионов потребителей и она сможет на более выгодных условиях брать кредиты на международных рынках капитала. NGT поясняет, что намерена привлекать средства, “в том числе для реализации таких проектов, как Nabucco”, проект газопровода из Средней Азии в Европу через Турцию, минуя Россию.

“Инициатива очень интересна, - сказал представитель Еврокомиссии Ферран Тарраделлас. - Мы желаем удачи разработчикам и надеемся, что это приведёт к увеличению инвестиций в инфраструктуру сети и, таким образом, поспособствует обеспечению большей надёжности и безопасности поставок, а также обеспечит большую конкуренцию на рынке”.

В свою очередь, глава “Газпрома” Алексей Миллер заявлял, что не считает проекты альтернативными друг другу. “Если проект Nabucco экономически обоснован, имеет подтверждённый спрос на газ и соответствующую ресурсную базу, ему ничто не может помешать. И “Газпром” в будущем мог бы войти в состав участников Nabucco, тем более что мы находимся в постоянном контакте с его инициаторами”, - сказал Миллер в одном из своих интервью.

Однако в “Газпроме” не комментировали инициативу NGT. А опубликованные на днях данные за второй квартал 2007 года показали снижение чистой прибыли “Газпрома” на 20%, или 4,62 миллиарда. долларов, в сравнении с аналогичным периодом 2006 года. Причиной стали рост операционных расходов и снижение закупок газа европейскими потребителями из-за тёплой погоды.

Недавно Турция и Греция открыли газопровод, который будет перекачивать газ из Каспийского региона в страны Западной Европы. Это также позволит снизить зависимость Евросоюза от российских поставок.
Греция и Турция, имеющие разногласия по поводу территориальных споров в Эгейском море и на Кипре, согласились в 2004 на создание 285-километрового газопровода между городами Качарабей на севере Турции и Комотини в Греции. Его пропускная способность составит около 12 миллиардов кубометров газа в год - 3 миллиарда кубометров для Греции, а остальные для реэкспорта в Европу, из области Шах Дениз в Азербайджане.

В свою очередь, Россия и Туркменистан согласовали начало строительства Прикаспийского газопровода. Проект строительства Прикаспийского газопровода должен стартовать к началу следующего года. Договорённость об этом была достигнута 27 ноября, в Ашхабаде, в ходе встречи президента Туркменистана Курбангулы Бердымухамедова и Алексея Миллера. Напомню, что Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Курбангулы Бердымухаммедов договорились о строительстве Прикаспийского газопровода 12 мая.

Политолог Руслан Саидов, впрочем, считает, что «Туркмения умудрилась пообещать один и тот же газ и «Газпрому», и Китаю, и Западу, - проекты трех газопроводов: Прикаспийского на север, Транскаспийского - по дну Каспия в Азербайджан с подключением к трубе Баку-Тбилиси-Эрзурум, и Туркмения-Китай через Узбекистан и Казахстан в Синьцзян, видимо, действительно претендуют на одни и тот же газ».

«Вообще же, - полагает Саидов, - как проект Nabucco не станет реальной альтернативой России в деле газоснабжения Европы, так и газопроводы СЕГ и «Южный поток» не станут реальными конкурентами в сфере транзита газотранспортной системе Украины».

«Все эти «пророссийские» и «антироссийские» проекты - всего лишь дорогостоящие игрушки, ничего не меняющие по сути. Основной путь газа идет сейчас и будет в обозримом будущем идти в Европу из Западной Сибири через европейскую Россию и Украину, альтернативы этому нет, а основное препятствие - не мелкие русско-украинские конфликты, а потенциальная нестабильность в самой России. Особенно угроза дестабилизации внутри Кремля, а также в мусульманских республиках Поволжья, через которые проходят главные нефтяные и газовые коммуникации».

Роева Наталья msk.ru

 
Новости



Copyright © 2008. При использовании материалов ссылка на News-By обязательна.
Используются технологии uCoz