Новости-Беларусь
 




 

Реклама

Белорусский Правовой Портал. Законы Беларуси

Фирмы Беларуси - Каталог предприятий и организаций Республики Беларусь




 

Реклама

 




Спилберг снимет фильм, в котором будет упоминаться Слоним?

Вс, 25 Ноя 2007

В начале октября российский журнал «Русский Newsweek» в статье под названием “Судьба сверхчеловека” рассказал историю жизни Алекса Курземы (на данный момент он проживает в Австралии) — еврейском мальчике, который чудом спасся в годы Второй мировой войны, причем был сыном полка СС и героем нацистской кинохроники.

«Когда Алексу Курзему было 17, он ухаживал за слонами и трехглазой овцой в цирке-шапито. В 15 лет он прокладывал железную дорогу в пустыне. В 14 — пересек два океана. В девять — жил на шоколадной фабрике. В шесть — стал сыном полка. Похоже на сказку? На склоне лет Алекс сам стал сомневаться, случилось ли это все с ним на самом деле. Спросить было некого — почти всё о своем детстве он скрывал даже от жены. Потому что сказка была страшнее не придумаешь: за океан он бежал от Красной Армии, на шоколадную фабрику его отправил нацистский преступник, а латвийские солдаты, взявшие мальчика под свое крыло, были карателями СС. И самое главное — в начале этой сказки фашисты на глазах у Алекса застрелили его мать и закололи штыками малолетних брата и сестру вместе с другими 600 евреями города Койданово (ныне Дзержинск Минской области)», — повествует автор журнала «Русский Newsweek».
Алекс прятался в кроне дерева, когда фашисты убивали его близких вместе с несколькими сотнями жителей деревни. Потом неизвестно сколько времени мальчик скитался по зимнему лесу, кутаясь в шинель, снятую с погибшего солдата, и прося хлеба в деревнях. Местный житель сдал его латвийским полицаям. Те не долго думая поставили ребенка к стенке вместе с партизанами.
«Здесь бы история могла закончиться, если бы один из латышей не пожалел мальчика и не вывел из строя смертников, — рассказывает журнал «Русский Newsweek».  — Трудно сказать, чем руководствовался сержант Якабс Кулис. Алекс позже видел, как Кулис расстреливал людей, вырывающихся из подожженной синагоги. Но когда Кулис снял с Алекса лохмотья, чтобы его помыть, и понял, что мальчик обрезан, он — вместо того чтобы вернуть его в расстрельный строй  — просто объяснил ему, что он еврей и что это смертельно опасно. Понятно, что при этом Кулис сам рисковал жизнью. Так началась сюрреалистическая история сына полка, который сначала принадлежал к латвийской полиции, потом был включен в вермахт, а потом стал частью СС».

Алекс видел, как людей сжигают заживо в слонимской синагоге
Латыши назвали сироту Улдисом Курземниексом. Курземе — один из регионов Латвии, где был сформирован батальон. Алексом Курземом герой статьи  «Русский Newsweek» стал уже в Австралии — решил упростить сложное в произношении имя. Как его звали родители, Алекс забыл. Он запомнил только название своей деревни — Койданово, но до 1998 г. не знал, что значит это слово. Еще он помнил, что отец работал сапожником.
Алекса произвел в капралы командир курземского батальона Карлис Лобе. Лобе приказал сшить Алексу форму и принялся раскручивать его как пример превращения славянина (все, кроме Кулиса, считали Алекса русским или белорусом) в настоящего арийца. Мальчик стал героем газетных статей и кинохроники. Когда он приезжал в Ригу, ему, одетому в эсэсовскую форму, аплодировали прохожие. В 1943 г. Лобе отдал Улдиса под опеку другому бывшего латышскому стрелку — Якабсу Дзенису, хозяину шоколадной фабрики «Лайма». С его семьей Алекс сбежал от наступавших советских войск сначала в Германию, а потом в Австралию, где начал новую жизнь.
В задачу латышей входила борьба с партизанами. Этот эвфемизм, по большому счету, включал все мирное население Белоруссии и прежде всего евреев. «Меня ограждали от ужасов войны, но кое-что я видел», — говорит Алекс. Например, как людей заживо сжигают в слонимской синагоге. Именно по тем, кто вырывался из нее, и стрелял сержант Кулис», — рассказал Алекс журналисту журнала «Русский Newsweek».
Свой среди чужих, чужой среди своих — это про Алекса. Латыши до последнего времени приглашали его в свой клуб. Евреи же Алекса так и не приняли. Первым, кому он рассказал свою историю, был его сын Марк. Но прежде чем раскрыть душу перед австралийской женой и двумя другими сыновьями, Алекс отправился в мельбурнский центр жертв Холокоста. Там его подвергли обструкции. «Меня обвинили в том, что я не сбежал от фашистов. Но куда было бежать? Кто бы вернулся к жизни в холодном лесу и без еды?» — говорит Алекс таким тоном, как будто продолжает оправдываться перед другими выжившими и мертвыми.
Алекс отправился в Беларусь, и когда ему показали дом Соломона Гальперина, он понял, что Илья Гальперин — это он, а Эрик — его единокровный брат. Петляя по улицам сильно изменившегося с войны Дзержинска, он вывел всех на место койдановской расправы и сделал то, что хотел всю жизнь, — положил цветы на могилу своих близких.
Сценаристы Голливуда хотят снять фильм, который будет о жизни Алекса Кузерме. В своем интервью журналисту журнала «Русский Newsweek» он сказал: «Сейчас ведутся переговоры. Очень надеемся, что это будет Спилберг».

Комментарий
Журналисты «Газеты Слонiмскай» обратились к историческим материалам и выяснили, как проходила ликвидация евреев в Слониме в годы Второй мировой войны, а также была ли подожжена слонимская синагога в период оккупации вместе с людьми.
Так, в сентябре 1939 года Слоним вошел в состав Советского Союза. Количество еврейского населения значительно возросло и достигло 27 тысяч человек. В 1921 году евреев насчитывалось 6 917 человек, в 1931 году — 8 650. В сентябре 1939 года количество евреев увеличилось за счет беженцев из Польши, которая была оккупирована нацистской Германией. После установления советской власти в Слониме, началось планомерное уничтожение еврейских общин, религиозных учреждений и политических организаций. 12 апреля 1940 года НКВД депортировал в Сибирь около тысячи евреев. 25 июня 1941 года Слоним заняли немецкие войска. 17 июля этого же года немцы арестовали 1 200 мужчин-евреев и расстреляли на окраине города. 14 ноября 1941 года нацисты уничтожили около 9 000 евреев из Слонима и деревень Слонимского района. В декабре 1941 года гитлеровцами было организовано гетто, которое занимало большую площадь, прилегающую к реке Щаре и каналу Огинского. С 29 июня до 15 июля 1942 года здесь было уничтожено около 9 000 евреев. В те времена немцы окружили гетто и подожгли его, а по тем, кто пробовал убежать, стреляли. 20 августа 1942 года фашисты расстреляли еще 400 человек, а в декабре 1942 года была осуществлена последняя акция, после которой слонимское гетто опустело.
Массовые расстрелы местных жителей, в том числе и евреев, проходили недалеко от Слонима, на Петралевичской горе.
В начале сентября 1942 года в Слониме осталось 300 евреев, которых через три месяца уничтожили. По свидетельству Слонимского гебисткомиссара Эрена, на протяжении первых 1,5 лет оккупации на Слонимщине было уничтожено около 25 тысяч евреев (Национальный архив РБ. Ф. 4683. Оп. 3. Д. 971. Л. 359).

Что касается поджога синагоги…
В межвоенное время в Слониме было две синагоги. В войну они не пострадали, выстояли, несмотря на тяжелые времена, наступившие для еврейской общины.
В годы войны в самой старой синагоге (построена в 1642 году, находится в центре Слонима) немцы собирали евреев для специальной сортировки: одних отправляли в гетто, других — на Петралевичскую гору. Как утверждается в исторических источниках, никто не поджигал слонимские синагоги вместе с людьми в них. Здания уцелели.
А вот в 1881 году, когда в Слониме был большой пожар, сильно пострадала главная синагога города. Однако сразу после пожара, на пожертвования прихожан, деятельность синагоги была восстановлена. Больше слонимские синагоги не горели.

Сергей ЧИГРИН, Ольга ШИНКЕВИЧ “Слонимская Газета”

 
Новости



Copyright © 2008. При использовании материалов ссылка на News-By обязательна.
Используются технологии uCoz