Регламент Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов
Ср, 27 Март 2002
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Центральной комиссии
Республики Беларусь по выборам и
проведению республиканских референдумов
27 марта 2002 № 12
Регламент
Центральной комиссии Республики Беларусь
по выборам и проведению республиканских референдумов
Глава 1
Общие положения
Регламент Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее - Регламент) определяет порядок работы Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее - Центральная комиссия).
Центральная комиссия организует в пределах своих полномочий проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - депутаты Палаты представителей), членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (далее - члены Совета Республики), депутатов местных Советов депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, проведение республиканских референдумов, решает вопросы, связанные с организацией отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, а также осуществляет на всей территории Республики Беларусь контроль за исполнением законодательства о выборах, референдуме, отзыве депутатов и членов Совета Республики.Центральная комиссия возглавляет систему действующих в период подготовки и проведения выборов и республиканских референдумов избирательных комиссий, комиссий по выборам Президента Республики Беларусь и комиссий по референдуму.Центральная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь “О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов”, Избирательным кодексом Республики Беларусь, другими актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Регламентом и не связана решениями политических партий и других общественных объединений.
Центральная комиссия - постоянно действующий орган, является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, счет в банке.
Центральная комиссия образуется в составе 12 человек в порядке, предусмотренном статьями 84 и 98 Конституции Республики Беларусь.Срок полномочий Центральной комиссии - пять лет. Срок полномочий Центральной комиссии нового состава начинается со дня ее образования в правомочном составе.
Работа Центральной комиссии основывается на принципах коллегиального, свободного, открытого обсуждения и решения вопросов, относящихся к ее компетенции.
Решения Центральной комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными органами и организациями.
Глава 2
Председатель, заместитель Председателя и секретарь Центральной комиссии
Председатель Центральной комиссии назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа членов Центральной комиссии.Заместитель Председателя и секретарь Центральной комиссии избираются из числа членов комиссии на ее первом заседании.Кандидатуры для избрания на должности заместителя Председателя и секретаря Центральной комиссии вносятся Председателем Центральной комиссии. Кандидатура заместителя Председателя Центральной комиссии предварительно согласовывается с Президентом Республики Беларусь.
Председатель и секретарь Центральной комиссии работают на постоянной основе.
Председатель Центральной комиссии:
организует работу Центральной комиссии и ее аппарата;
представляет Центральную комиссию во взаимоотношениях с Президентом Республики Беларусь, органами государственной власти и управления, общественными объединениями, средствами массовой информации, зарубежными избирательными комиссиями, международными организациями;
созывает заседания Центральной комиссии и председательствует на них;
издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
подписывает постановления и протоколы заседаний Центральной комиссии;
дает поручения заместителю Председателя, секретарю, членам Центральной комиссии, работникам аппарата комиссии;
распоряжается финансовыми средствами, выделенными Центральной комиссии на ее содержание, а также финансовыми средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, республиканских референдумов, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на основании сметы расходов, утвержденной Центральной комиссией;
утверждает структуру и штатное расписание аппарата Центральной комиссии в пределах установленной численности работников и расходов на его содержание;
осуществляет прием и увольнение работников аппарата Центральной комиссии;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом Республики Беларусь “О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов” и настоящим Регламентом.
Заместитель Председателя Центральной комиссии:
осуществляет полномочия Председателя Центральной комиссии в случае его отсутствия;
выполняет поручения Председателя Центральной комиссии;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом Республики Беларусь “О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов” и настоящим Регламентом.
Секретарь Центральной комиссии:
обеспечивает подготовку заседаний Центральной комиссии;
подписывает постановления и протоколы заседаний Центральной комиссии;
курирует вопросы организационной работы и материально-технического обеспечения деятельности Центральной комиссии;
вносит предложения Председателю Центральной комиссии о приеме на работу лиц в аппарат Центральной комиссии;
в период подготовки и проведения выборов и республиканских референдумов вносит на рассмотрение Председателя Центральной комиссии предложения по структуре и численности аппарата Центральной комиссии;
выполняет поручения Председателя Центральной комиссии;
информирует средства массовой информации о заседаниях Центральной комиссии;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом Республики Беларусь “О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов” и настоящим Регламентом.
В случае временного отсутствия заместителя Председателя или секретаря Центральной комиссии их обязанности могут быть по решению Центральной комиссии возложены на других ее членов. Решение о возложении обязанностей заместителя Председателя Центральной комиссии должно быть предварительно согласовано с Президентом Республики Беларусь.По решению Центральной комиссии заместитель Председателя и члены комиссии могут освобождаться в период подготовки и проведения выборов и республиканских референдумов, а также в иных случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь “О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов”, от выполнения производственных или служебных обязанностей с выплатой заработной платы за счет средств, выделенных на проведение выборов и республиканских референдумов.
Член Центральной комиссии вправе:
вносить предложения в повестку дня заседания Центральной комиссии, а также предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;
выступать на заседаниях Центральной комиссии и требовать проведения голосования по внесенным предложениям;
задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
знакомиться с документами и материалами Центральной комиссии и нижестоящих комиссий;
осуществлять иные полномочия в соответствии с компетенцией Центральной комиссии.
Член Центральной комиссии обязан:
соблюдать Конституцию Республики Беларусь, выполнять требования Избирательного кодекса Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата;
участвовать в осуществлении контроля за исполнением законодательства о выборах, референдуме, отзыве депутата, члена Совета Республики;
участвовать в заседаниях Центральной комиссии, а в случае невозможности участия в заседании - сообщать об этом Председателю или секретарю Центральной комиссии;
принимать участие в подготовке заседаний Центральной комиссии и проводимых ею проверках;
выполнять решения, поручения Центральной комиссии и ее Председателя;
не совершать действий, дискредитирующих комиссию.
Члены Центральной комиссии, являющиеся членами политических партий, должны приостановить свое членство в партии и в период работы в комиссии не могут принимать участия в деятельности партий, а также выполнять их поручения.
Председатель, заместитель Председателя, секретарь, члены Центральной комиссии могут быть освобождены от должности до истечения срока их полномочий Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:1) письменного заявления о сложении своих полномочий;2) утраты гражданства Республики Беларусь;
3) систематического неисполнения своих обязанностей;
5) вступления в отношении их в законную силу обвинительного приговора суда.
Глава 3
Порядок проведения заседаний Центральной комиссии
Центральная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день со дня ее образования в правомочном составе.
Центральная комиссия на своем заседании вправе рассмотреть любой вопрос, относящийся к ее компетенции.Заседания Центральной комиссии созываются по мере необходимости Председателем Центральной комиссии, а также по требованию не менее одной трети ее членов. Заседания проводятся Председателем, а в случае его отсутствия или по его поручению - заместителем Председателя Центральной комиссии.
Заседание Центральной комиссии правомочно, если в нем принимает участие не менее двух третей ее общего состава, предусмотренного Законом Республики Беларусь “О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов”.
Решения Центральной комиссии принимаются в форме постановлений открытым голосованием большинством голосов от общего состава комиссии путем подачи голоса “за” или “против”.При равном количестве голосов, поданных “за” и “против”, решающим считается голос председательствующего.
По отдельным вопросам, не требующим обсуждения, решения Центральной комиссии могут приниматься без рассмотрения их на заседаниях путем опроса членов Центральной комиссии. При этом должно быть опрошено не менее двух третей членов Центральной комиссии, мнение которых отражается в специальном опросном листе, прилагаемом к протоколу заседания.
Секретарь Центральной комиссии согласовывает с Председателем Центральной комиссии дату заседания, повестку дня и список приглашенных лиц.Члены Центральной комиссии извещаются секретарем комиссии о дате, месте и времени проведения очередного заседания.
Материалы для рассмотрения на заседании Центральной комиссии представляются руководителями структурных подразделений аппарата Центральной комиссии секретарю.Проект постановления Центральной комиссии визируется работником аппарата комиссии, подготовившим проект, и заведующим организационно-правовым отделом (в его отсутствие - главным специалистом этого отдела).Проекты постановлений Центральной комиссии, затрагивающие интересы других организаций, согласовываются с этими организациями. Необходимость согласования проектов решений с другими организациями определяет Председатель Центральной комиссии.
Проекты постановлений Центральной комиссии и другие необходимые материалы представляются членам Центральной комиссии для ознакомления и внесения по ним соответствующих предложений.
Для подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Центральной комиссии, могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии и работников ее аппарата, ученых, специалистов и экспертов.
Заседания Центральной комиссии проводятся открыто и гласно. На заседаниях вправе присутствовать кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики, их доверенные лица и представители, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации, а также граждане, обращения которых рассматриваются на заседании комиссии.На заседания Центральной комиссии могут приглашаться члены избирательных комиссий, комиссий по референдуму, представители государственных органов, органов местного управления и самоуправления, общественных объединений, ученые, эксперты, специалисты.На заседаниях Центральной комиссии присутствуют работники аппарата Центральной комиссии.
Время для доклада и других выступлений на заседании Центральной комиссии определяется Центральной комиссией на каждом заседании.Лица, приглашенные для участия в заседании Центральной комиссии, вправе с разрешения председательствующего участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов.
На заседании Центральной комиссии ведется протокол.В протоколе заседания указываются:
дата проведения заседания;
фамилии членов комиссии, присутствующих на заседании;
повестка дня;
внесенные на голосование предложения;
результаты голосования и принятые решения.
К протоколу прилагаются:
постановления Центральной комиссии и другие материалы, которые рассматривались на заседании;
список приглашенных лиц, присутствовавших на заседании.
Протокол заседания подписывается председательствующим на заседании Центральной комиссии и секретарем Центральной комиссии.
Постановления Центральной комиссии подписываются Председателем и секретарем Центральной комиссии. Постановления Центральной комиссии нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.
Протоколы Центральной комиссии: об установлении по Республике Беларусь количества избирателей, поставивших в подписных листах свои подписи в поддержку предложения о выдвижении кандидатом в Президенты Республики Беларусь;
об установлении результатов выборов Президента Республики Беларусь;
о результатах сбора подписей граждан о проведении республиканского референдума;
о подведении итогов республиканского референдума
подписываются всеми членами Центральной комиссии, присутствовавшими на соответствующих заседаниях комиссии.Член Центральной комиссии, не согласный с ее решением, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое прилагается к соответствующему протоколу Центральной комиссии. Член Центральной комиссии, высказавший особое мнение, подписывает протокол и указывает: “имеется особое мнение”.
Постановления Центральной комиссии, требующие редакционной доработки, после принятия на заседании дорабатываются отделами, внесшими вопрос на обсуждение комиссии, не позднее чем на следующий день после заседания.
Постановления Центральной комиссии по указанию секретаря комиссии направляются отделом по обеспечению деятельности комиссии заинтересованным лицам и в средства массовой информации для опубликования.
Глава 4
Порядок рассмотрения обращений граждан и организаций
Работа с обращениями граждан ведется согласно Закону Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. “Об обращениях граждан”. В период подготовки и проведения выборов, референдумов обращения граждан и организаций рассматриваются в соответствии с требованиями избирательного законодательства Республики Беларусь.
Обращения граждан и организаций, не требующие принятия решений Центральной комиссии, по поручению Председателя комиссии рассматриваются членами Центральной комиссии, а также работниками аппарата Центральной комиссии.
Глава 5
Заключительные положения
Предложения об изменении, дополнении Регламента Центральной комиссии рассматриваются на заседании Центральной комиссии в первоочередном порядке.
Регламент Центральной комиссии вступает в силу со дня его принятия.