Новости-Беларусь
 




 

Реклама

Белорусский Правовой Портал. Законы Беларуси

Фирмы Беларуси - Каталог предприятий и организаций Республики Беларусь




 

Реклама

 




Конференция в Сан- Франциско. История Устава ООН

Пн, 25 Июнь 1945

История Конференции

11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции в Крыму было объявлено о созыве Конференция в Сан-Франциско.

Сначала на нее были приглашены только сорок пять государств, включая четыре государства-инициатора. Это были те государства, которые объявили войну Германии и Японии и присоединились к Декларации Объединенных Наций. Однако, одно из таких государств, а именно Польша, не участвовало в Конференции по той причине, что состав его нового правительства был объявлен слишком поздно. Поэтому было оставлено место для подписи Польши, как одной из первых стран, подписавших Декларацию Объединенных Наций. Ко времени открытия Конференции не было общепризнанного польского правительства, но 28 июня было объявлено о сформировании такового и 15 октября 1945 г. Польша подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации.

По предложению Франции на Конференцию были приглашены Сирия и Ливан. Конференция по своей собственной инициативе пригласила четыре других государства: Белорусскую Советскую Социалистическую Республику, Украинскую Советскую Социалистическую Республику, и только что освобожденные Данию и Аргентину.

Таким образом в Сан-Франциско собрались делегаты пятидесяти стран, представляющие свыше восьмидесяти процентов населения земного шара. Собрались люди всех рас, религий и континентов, преисполненные решимостью создать организацию, способную сохранить мир и помочь устроить лучшую жизнь. На повестке дня Конференции стояли предложения, принятые в Думбартон-Оуксе, на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было свыше 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. В общем, Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.

Главы делегаций государств-инициаторов председательствовали поочередно на пленарных заседаниях. На Конференции председательствовали: Антони Иден (Великобритания), Вячеслав Михайлович Молотов (Советский Союз), Эдуард Стеттиниус (Соединенные Штаты ) и Сун Цзы-вень, (Китай). На более поздних заседаниях В. М. Молотова заменил А. А. Громыко, а А. Идена — лорд Галифакс.

Однако, пленарные заседания таких конференций — только последний этап работы. Значительная часть работы должна быть проделана в подготовительных комитетах, из которых предложения поступают на общее собрание в той форме, в которой они должны быть поставлены на голосование. На Конференции в Сан-Франциско большое значение имел порядок голосования. Каждая часть Устава должна была быть принята и фактически была принята большинством двух третей голосов.

Конференция в Сан-Франциско справилась со своей исполинской работой ровно в два месяца.

Конференция назначила Руководящий комитет, состоявший из глав всех делегаций. Этот Комитет решал все главные принципиальные и политические вопросы. Но даже при наличии только одного члена от каждого государства в составе Комитета было пятьдесят человек и Комитет был слишком велик для детальной разработки вопросов. Поэтому был избран Исполнительный комитет в составе четырнадцати глав делегаций для подготовки рекомендаций Руководящему комитету.

Затем проектируемый Устав был разделен на четыре части. Каждая часть обсуждалась в особой «комиссии». Первая комиссия занималась обсуждением общих целей Организации, ее принципов, состава членов, вопросов о Секретариате и о порядке изменения Устава. Вторая комиссия обсуждала полномочия и обязанности Генеральной Ассамблеи, а третья — Совета Безопасности.

Четвертая комиссия работала над проектом Статута Международного Суда. Этот проект был составлен комитетом юристов 44-х стран, работавшим в Вашингтоне в апреле 1945 года.

Все это может казаться слишком сложным, в особенности если иметь в виду, что эти четыре комиссии подразделялись в свою очередь на двенадцать технических комитетов. На самом же деле, таким образом обеспечивалось скорейшее и исчерпывающее обсуждение вопросов и достижение возможно более полного соглашения.

Всего состоялось десять пленарных заседаний всех делегатов, зато комитетских заседаний, на которых выковывалось каждое слово и запятая Устава, было около 400. Конечно, приходилось принимать решения не только относительно слов и отдельных фраз. Надо было принимать решения по вопросам чрезвычайной важности. Было много серьезных разногласий и расхождений во мнениях и взглядах и даже один или два кризиса, в течение которых некоторые наблюдатели высказывали опасения, что Конференция может закончится преждевременно, не придя к соглашению.

Так, например, возник вопрос, о статусе «региональных организаций». Многие страны имеют свои собственные соглашения о региональной обороне и взаимопомощи. Существуют, например, Межамериканская система и Арабская лига. Как согласовать эти региональные организации с международной организацией? Конференция решила привлечь их к участию в мирном разрешении споров, а также в некоторых случаях — к участию в принятии принудительных мер, при условии, что цели и действия таких групп соответствуют целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Во времена Лиги наций существовал особый порядок для пересмотра договоров, заключаемых ее членами. Следовало ли предусмотреть подобный порядок, создавая Организацию Объединенных Наций? Конференция приняла решение, что договоры, заключенные после создания Организации Объединенных Наций, должны регистрироваться в Секретариате Организации и опубликовываться последним. Что же касается пересмотра договоров, то никакого специального указания по этому поводу не было сделано, хотя такой пересмотр и может быть рекомендован Генеральной Ассамблеей при расследовании любой ситуации, требующей мирного разрешения.

Конференция добавила новую главу, трактующую вопрос, которого не касались предложения, принятые в Думбартон-Оуксе. Эта глава предусматривает организацию управления территориями, находящимися под опекой Организации Объединенных Наций. В связи с этим было много споров. Должно ли являться целью системы опеки достижение «независимости» или «самоуправления» для народов опекаемых территорий? Если целью должна быть независимость, то как быть с такими территориями, которые слишком малы для того, чтобы сами себя защитить? Наконец, остановились на «самоуправлении», как на цели системы опеки, причем согласились, что это понятие включает как независимость — если народ территории пожелает и сможет принять на себя соответствующую ответственность — так и право избрать какой-либо другой статус, вступив в группу нескольких территорий.

Вопрос о юрисдикции Международного Суда также был предметом продолжительных дебатов. Конференция решила, что для государств — членов Организации подчинение юрисдикции Суда не будет обязательно, но что они могут добровольно заявить о своем согласии признать ее обязательность.

Много внимания было также уделено вопросу о порядке внесения поправок к Уставу. В конце концов и по этому вопросу удалось достичь соглашения.

Но самые длительные и горячие прения вызвал вопрос о праве каждой державы «большой пятерки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности — органа, обладающего наибольшими полномочиями. Был момент, когда разногласия по этому вопросу угрожали срывом Конференции. Малые державы опасались, что, в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов, т.е. одной из держав «большой пятерки», Совет Безопасности будет лишен возможности принимать решения, а в случае столкновений между двумя державами, не являющимися постоянными членами Совета Безопасности, «большая пятерка» сможет принимать произвольные решения. Руководясь этими соображениями, малые державы стремились ограничить право «вето». Однако, великие державы единодушно настаивали на том, что это положение является жизненно важным, и подчеркивали, что главная ответственность за поддержание международного мира падает всей своей тяжестью на них. В конце концов, в интересах создания международной организации, малые державы уступили в этом вопросе.

Этот вопрос, как и другие жизненно важные вопросы, был разрешен только благодаря тому, что каждое государство было преисполнено решимости создать, если не совершенную международную организацию, то хотя бы самую лучшую из возможных.

25 июня делегаты в последний раз собрались на пленарное заседание в зале Оперного театра в Сан-Франциско. Председательствующий — лорд Галифакс — представил собранию окончательный проект Устава. «Мы никогда в жизни не примем», сказал он, «более важного решения».

Ввиду мирового значения этого события, он предложил отступить от обычного способа голосования поднятием рук. Поэтому, когда вопрос был поставлен на голосование, все делегаты поднялись со своих мест и продолжали стоять. То же сделали все присутствовавшие: служебный персонал, представители прессы и около трех тысяч посетителей. Когда председатель заявил о единогласном принятии Устава, зал огласился мощными овациями.

На следующий день в аудитории Дома ветеранов делегаты один за другим подходили к большому круглому столу, на котором лежало два исторических документа: Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда. За каждым делегатом, на фоне ярких красок расположенных полукругом флагов пятидесяти наций, стояли другие члены делегаций. При ослепляющем свете мощных прожекторов каждый делегат ставил свою подписъ. Представителям Китая, первой жертве агрессии со стороны держав оси, выпала честь подписаться первыми. За ними последовали другие. Всего было 153 подписи.

«Устав Организации Объединенных Наций, который вы только что подписали», сказал президент Трумэн в своем обращении на последнем заседании Конференции, «является прочной основой, на которой мы можем построить лучший мир. Этот акт войдет в историю. После победы в Европе и в ожидании окончательной победы в этой самой разрушительной из всех войн, мы одержали победу над самой войной… Вместе с этим Уставом для всего человечества открывается надежда на наступление такого времени, когда все достойные его представители получат возможность жить так, как это подобает свободным людям».

Затем президент указал на то, что Устав будет действительно применяться, только если все народы мира преисполнятся решимости его осуществлять. «Если мы не сумеем использовать Устава», сказал он в заключение, «мы окажемся предателями по отношению всех тех, кто положил свою жизнь за то, чтобы дать нам возможность свободно и в условиях безопасности собраться здесь для создания этого Устава. Если мы попытаемся использовать его в эгоистических целях — в интересах какой-либо одной нации или небольшой группы наций — мы также будем виновны в таком предательстве».

С подписанием Устава Организация Объединенных Наций еще не начала существовать. Во многих странах Устав должен был быть еще одобрен конгрессом или парламентом. Поэтому было предусмотрено, что Устав вступит в силу, когда правительства Китая, Франции, Великобритании, Советского Союза, Соединенных Штатов и большинства других стран, подписавших Устав, ратифицируют его и пришлют о том извещения Государственному департаменту Соединенных Штатов.

24 октября 1945 года это условие было выполнено и Организация Объединенных Наций стала реальностью. Четырехлетние труды по разработке планов и многолетние чаяния нашли себе, наконец, осуществление в международной организации, созданной с целью покончить с войной, способствовать торжеству мира и справедливости и наступлению лучшей жизни для всего человечества.

Полезные ссылки:

ПРАВО - Законодательство Республики Беларусь

 
Новости



Copyright © 2008. При использовании материалов ссылка на News-By обязательна.
Используются технологии uCoz